вторник, 25 мая 2010 г.

Танк Т-34-85.

Т-34-85.

















Варианты боеприпасов танка Т-34-85.

В январе 1943 года на Ленинградском фронте части Красной Армии захватили тяжелый танк "Тигр", а весной того же года советская разведка получила сведения о разработке в Германии новою среднего танка "Пантера". За предыдущие два года развития Т-34 основное внимание уделялось прежде всего увеличению выпуска и максимальному упрощению базового варианта машины. Появление новых тяжелых танков у немцев заставило конструкторов во главе с Морозовым срочно искать пути кардинального улучшения "тридцатьчетверки".



PzV "ПАНТЕРА".





PzIV "ТИГР".







Прежде всего конструкторы попытались просто усилить бронирование Т-34-76 образца 1943 года.


Т-34-76 образца 1943 г.





На базе шасси серийного танка был построен прототип, получивший обозначение Т-43. Однако как показали дальнейшие испытания броня 75-мм-90-мм не являлась надёжной защитой от огня 88-мм орудий "Тигров", а пушка Ф-34 оказалась совершенно неэффективна против лобовой брони этого немецкого танка даже при стрельбе с самых близких дистанций. Кроме того, увеличение массы новой машины заметно снизило её манёвренность. В результате было принято решение о сворачивании всех работ по Т-43 и в апреле 1943 года ГКО обязало ведущие артиллерийские КБ рассмотреть возможность установки на Т-34 более мощного орудия с минимальными переделками базовой конструкции танка.
Следует отметить, что самую блистательную победу в Великой Отечественной Войне - сражении под Курском, Красная Армия одержала в то время, когда её танковые войска качественно уступали Panzerwaffe.Toлькo большое количество боевых машин в танковых бригадах позволило Советским войскам сломить мошь новейших "Тигров" и "Пантер". Кроме того советским танкистам помогла холмистая местность и грубые тактические промахи немцев. Так, во время танкового сражения под Прохоровкой "тридцатьчетверкам" удалось сблизиться с немецкими танками на дистанцию 500-600 метров, что позволило эффективно использовать 76,2-мм пушки Ф-34 против более тонкой бортовой брони немецких тяжёлых машин.
В августе 1943 года итоги Курской битвы обсуждались на специальном заседании ГКО. Выводы были неутешительны. Новые немецкие танки не только имели толстую лобовую броню, но и оснащались превосходными орудиями, позволявшими расстреливать советские танки с самых дальних дистанций. Было решено в самые короткие сроки и без снижения выпуска танков перевооружить Т-34 более мощной пушкой калибра 85-мм. В разработке нового орудия приняли участие три артиллерийских КБ. В Москве работало КБ Петрова, известное созданием пушки Д-5 для танков КВ-85, СУ-85 и ИС-1, и конструкторский коллектив под руководством В.Грабина. Третьим проектом, который разрабатывался на заводе №92 в Горьком, руководил А.Савин. К концу 1943 года все три прототипа орудий были установлены в стандартные башни Т-34 и направлены на полигон под Горький для проведения испытаний. Сразу же выяснилось, что стандартная двухместная башня "тридцатьчетверки" слишком мала для нормальное обслуживания 85-мм орудий и кроме того, вес три прототипа пушек имели серьёзные конструктивные или эксплутационные недостатки. Пока артиллерийские КБ устраняли выявленные недоработки, конструкторы завода №112 "Красное Сормово" приступили к созданию новой танковой башни. Новая башня, разработанная под руководством В.Керишева была рассчитана на трёх человек и благодаря большому внутреннему объему позволяла легко разместить 85-мм орудие. Диаметр башенного погона увеличили с 1420-мм до 1600-мм. К сожалению позже выяснилось, что конструкция пушки ЗИС-53 (она была выбрана для установки в новый танк) не позволяет разместить её в новой башне, поскольку каждое артиллерийское КБ разрабатывало собственную схему установки орудия. Этот вопрос решался на самом высоком уровне и в конце концов ГКО обязал Грабина модифицировать пушку и приспособить её для установки в башшо завода "Красное Сормово". 15-го декабря 1943 года несмотря на то, что к этому времени существовало только три прототипа танка без вооружения, было принято решение о налаживании серийного производства новой модели "тридцатьчетверки" Т-34-85.




Т-34-85 образца декабря 1943 г.



Огневые испытания ЗИС-53 выявили новые недоработки в конструкции и поэтому, в качестве временной меры, на первые серийные Т-34-85 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Петрова. Серийный выпуск Т-34-85 образца 1943 года начался в январе 1944 года на заводе №112 "Красное Сормово". В этом же месяце артиллерийские КБ совместными усилиями провели модернизацию ЗИС-53. Получившаяся в результате пушка ЗИС-С-53 ("С"- Савин) успешно выдержала все испытания и была рекомендована к серийному производству. В марте 1944 года она заменила Д-5Т на сборочных линиях завода "Красное Сормово" и после её установки новый танк получил обозначение Т-34-85 образца 1944 года.



Т-34-85 образца марта 1944 г.




Боевая масса новой машины возросла до 32 тонн. Бронирование - 75-мм-90-мм, удельное давление на грунт - 0,85 кг/см2. Вооружение - пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола 54,6 калибра и два пулемета ДТМ. Угол возвышения орудия +20°, склонения -5°, максимальная скорость поворот башни - 17 °/сек. Бронебойный снаряд 85-мм орудия массой 9,2 кг и с начальной скоростью 792 м/с с дистанции 1000 и 500 метров пробивал броню толщиной соответственно 102-мм и 111-мм, а подкалиберный снаряд массой 5 кг с расстояния 500 метров поражал 138-мм броню. Боекомплект танка состоял из 60 снарядов для пушки ЗИС-С-53 и 1920 патронов к пулеметам ДТМ. Несмотря на некоторое увеличение массы, маневренные характеристики танка остались на достаточно высоком уровне. Одно из наиболее существенных преимуществ Т-34-85 заключалось в том, что создание этой более мощной боевой машины, способной противостоять новому поколению немецких танков, не отразилось на темпах и количестве выпускаемых в Советском Союзе танков. Совершенство основной конструкции танка и заложенные в ней технические резервы давали советским танковым заводам огромные преимущества в том, что касалось количества выпускаемых боевых машин.
Кроме новой башни, Т-34-85 образца 1943 года практически не отличался от Т-34-76 модели 1943 года, на базе которого он был построен. Радиостанция по прежнему размещалась в правой передней части корпуса, на башню устанавливали перископы ПТК-5 и только на некоторых машинах стояли перископы нового образца МК-4. Однако со временем ряд изменений все же ввели. На ранних Т-34-85 командирская бащенка располагалась примерно посередине крыши башни. Хотя такое конструктивное решение позволило получить большой свободный объем в задней части башни, оно, однако вынуждало заряжающего сидеть буквально на коленях командира танка. Для решения этой проблемы, весной 1944 года командирскую башенку с двухсчворчатой крышкой люка перенесли ближе к корме танка, и, кроме того,с этого времени все "тридцатьчетверки" оснащались новыми перископами МК-4. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню танка. Эти изменения были введены еще до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. На Т-34-85 самых ранних выпусков завода №112 еще сохранились четыре подъемных крюка башни в форме перевернутой буквы "U"; однако вскоре их заменили более простыми крюками нового типа, которые в дальнейшем использовались на всех заводах, производивших "тридцатьчетверки". Версии танков, вооруженные орудиями Д-5Т и ЗИС-С-53 легко отличить друг от друга по маске пушки.Весной 1944 года к серийному выпуску Т-34-85 приступили еще два завода: №174 в Омске и № 183 в Нижнем Тагиле. Крупнейшим производителем Т-34 стал завод №183, до мая 1945 года изготовивший 35000 "тридцатьчетверок"; на втором месте оказался завод №112 "Красное Сормово", собравший за годы войны около 10000 этих средних танков. Т-34-85 разных заводов были в основном одинаковы и отличались лишь формами башен и расположением дополнительного оборудования. Так, из-за различий в технологии производства литых танковых башен, появилось три типа последних, которые однако официально не утверждались. Наиболее сильные отличия от этих тpex версий имела так называемая "составная" башня; остальные две в основном различались расположением сварных швов и мелкими конструктивными изменениями.
По мере налаживания крупномасштабного серийного производства Т-34-85 в конструкцию танка вносились многочисленные изменения и улучшения. Со временем изменился способ соединения передней и верхней плиты корпуса: переход стал более резким. Спереди и по бокам корпуса, около кольца башни стали приваривать броневые уголки, предохранявшие механизм поворота башни. "Тридцатьчетверки" поздних выпусков оснащались дымовым оборудованием, которое представляло собой два цилиндрических бака, установленных на корме танка и оборудованных электрозапалами. Для проводов к электрозапалам дымовой системы было сделано небольшое отверстие в кормовой плите танка. Несколько изменились и поручни для пехотинцев, а на некоторых машинах, кроме того, старые грязеотбойники круглой формы, вызывавшие нарекания из-за постоянных повреждений при эксплуатации, заменили новыми, прямоугольной формы, которые при необходимости могли откидываться вверх. И наконец уже в 1945 году двухстворчатую крышку люка командирской башенки заменили одностворчатой, а также изменили расположение вентиляторов, что несколько улучшило условия работы экипажа танка.
Т-34-85 впервые принял участие в боях весной 1944 года в составе 1-ой гвардейской танковой армии. Во время наступления в Белоруссии и на Украине эти новые танки успешно противостояли многочисленным "Тиграм" и "Пантерам". Оснащённый мощной пушкой калибра 85-мм, Т-34-85 стал первым советским танком, в башне которого размещались три человека. Это позволило командиру не отвлекаться на обслуживание орудия и полностью сосредоточиться на управлении танком или подразделением в бою. К этому времени уже на всех "тридцатьчетверках" стояли радиостанции, что вместе с возросшим мастерством танковых экипажей сделало Т-34-85 исключительно эффективным и грозным оружием на заключительном этапе войны. Серийное производство Т-34, вооружённого 85-мм пушкой, продолжалось и после войны, а до мая 1945 года заводы изготовили около 21000 Т-34-85.



Варианты башен Т-34-85.

Комментариев нет: