пятница, 21 мая 2010 г.

Танк Т-34.Рождение легенды.

Танк Т-34. Рождение легенды.





Т-34 образца 1939 г.




Из всех видов боевой техники, с которыми немецкие войска столкнулись во Второй Мировой войне, не один не вызвал у них такого шока, как-русский танк Т-34 . Блестящие успехи немецких танковых дивизий во время кампании во Франции в предшествующем году укрепили старательно насаждавшуюся нацистами веру в немецкое превосходство. Открытие что "унтерменшен" ("недочеловеки") , так нацистские идеологи пренебрежительно называли русских - сумели создать танки которые явно превосходят их собственные боевые машины , вызвало страх как в верхних ,так и в низших эшелонах гитлеровской армии. Один за другим ведущие немецкие танковые военачальники угрюмо отдавали должное танку Т-34.
"Исключительно высокие боевые качества" заявил начальник штаба 58-го танкового корпуса генерал-майор фон Милентин. " Мы ничего подобного не имели "." Самый лучший танк в мире " - такова оценка генерал-фельдмаршала Эвальда фон Клейста, командующего 1-ой танковой армией. Наиболее мрачный для немцев вывод сделал самый известный из немецких танковых командиров генерал-полковник Гейнц Гудериан, командовавший в 1441 году 2-ой танковой армией: "Очень тревожные донесения о качестве русских танков... Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрые решающие победы".

Советские конструкторы, создавшие Т-34, сосредоточили свои усилия на важнейших характеристиках, избегая каких-либо усложнений и даже внутреннего комфорта, который на Западе считали необходимым для эффективной работы
танкового экипажа. В итоге им удаюсь решить основное уравнение, которое должно быть написано золотыми буквами над столом каждого конструктора танков: эффективность оружия прямо пропорциональна его способности занять правильную позицию, чтобы нанести решающий удар и выдержать без ущерба для себя удары, наносимые противником.

Танк Т-34 стал лучшим танком Второй Мировой войны. В 1941 году, когда "тридцатьчетверка " впервые вступила в бой, конструкция танка была революционной. Огонь, скорость, броня - по всем показателям Т-34 превосходил все средние танки того периода. Однако это превосходство продолжалось недолго. В то время как советские конструкторы произвели несколько последовательных модификаций Т-34, немцы разработали новый средний танк - PzKpfw V "Пантера". Парадоксально, но когда в 1941 году Т-34 имея качественный перевес над всеми типами немецких танков, советские танковые войска плохо показали себя. А в 1943 году, когда Т-34 уже во многом уступал новым фашистски машинам, советские танковые войска достигли вершины своего развития, проявившегося победой Красной Армии в битве на Курской дуге (правда дорогой ценой) . Т-34-76 и его модификация Т-34-85 были самыми массовыми танками Второй Мировой войны.


Перед войной.

Истоки создания Т-34 уходят в 30-е годы, когда начало развиваться советское танкостроение и была заложена основа, на которой русские специалисты создали танки следующего десятилетия. Уже к 1939 году Советское государство создало бронетанковые войска, которые численно превосходили танковые армии других стран мира. Бронированные машины, находившиеся на вооружении Красной Армии, были разными по своим качествам, но большинство из них в своё время не уступали танкам, находившимся на вооружении армий других стран, а подчас и превосходили их. Колёсно-гусеничный танк БТ-2 был первым из знаменитой серии, кульминацией которой после ряда существенных конструктивных изменений стал танк Т-34. За БТ-2 в период с 1931 по 1938 год последовали БТ-5, БТ-7 и БТ-7М. Их общей чертой была смешанная колссно-гусечная ходовая часть, заимствованная у американского конструктора Кристи, позволявшая танку, в зависимости от местности, передвигаться либо на гусеницах, либо на колёсах, и наклонная лобовая броня, увеличивающая противоспарядную защиту. Танки БТ поставлялись в войска и массовом количестве: к 1935 году, например, в строю числилось около 3500 этих танков различных серий.

Стимулом к созданию Т-34 стала Гражданская война в Испании. Советское правительство выступило на стороне республиканцев и направило в Испанию танки и танкистов-добровольцев. К сожалению, тактические уроки Гражданской войны в Испании не были учтены. Кровавые репрессии среди кадровых офицеров Красной Армии, прошедшие в 1937-1939 годах, привели к тому, что на их место пришли военные, которые не имели боевого опыта и не могли правильно оценить возможности бронетехники. Но выводы, касающиеся технической стороны, были сделаны. Первый вывод, сделанный советскими танкостроителями, касался бронирования танка. Толщина брони, практически не изменившаяся со времен Первой Мировой войны, уже совершенно не отвечала современным требованиям Немецкие 37-мм противотанковые пушки легко пробивали броню советских Т-26 и БТ-5. Опыт боев на Халхин-Голе и озере Хасан также свидетельствовал о том, что бронирование советских танков недостаточно. Еше одним слабым местом танков БТ был бензиновый карбюраторный двигатель, который становился причиной частых пожаров, вызванных вражеской артиллерией, минами и даже стрелковым оружием.


А-20.



Прототип Т-34. А-20.


К концу 1937 года в Советском Союзе шли работы над тремя проектами средних танков. Первый проект разрабатывался в конструкторском бюро ОКМО в Ленинграде под индексом Изделие 115. Изделие 115 представляло собой 32-тонный танк, защищенный броней толщиной 50-мм и вооруженный пушкой калибра 76,2-мм в главной башне и двумя пулеметами, расположенными в двух малых башенках. Однако концепция танка была архаичной и этот проект не был реализован. Первым советским танком с противоснарядной броней стал Т-46/5, больше известный как Изделие 111. Это был 32-тонный танк, вооруженный 45-мм пушкой, расположенной в одиночной башне. Броня танка Т-46/5 достигла 60-мм. В то время такая броня не пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек со всех дистанций, а снарядами 76-мм пушек с дистанций 1200 метров. Был изготовлен опытный образец, но в серию этот танк так и не пошел. Гораздо успешнее сложилась судьба танка, разработанного на Харьковском паровозостроительном заводе, который, казалось бы, и не претендовал на роль танка с противоснарядной броней. Харьковский танк (Изделие 135 или А-20) разрабатывался как легкий танк для замены устаревшего БТ. Толщина брони А-20 не превышала 20-мм, что явно не могло служить адекватной защитой от немецких противотанковых пушек.

Возглавлял работу над А-20 А.Фирсов. К началу работ над А-20 он уже создал два проекта БТ-СВ/2 и БТ-ИС. Предшественником А-20 и стал БТ-СВ. Толщина брони на БТ-СВ составляла 25-мм. На этом танке была не только более толстая броня, чем на серийных БТ, но и новая схема ее расположения. В частности, конструкторы увеличили углы наклона бронслистов. что повысило эффективность бронирования и улучшило его защитные свойства. От своего предшественника А-20 отличался повышенной бронестойкостью корпуса за счёт ешё больших углов наклона броневых листов и имел вместо бензинового двигателя дизель, мощностью 400 л.с. Масса машины увеличилась до 18 тонн. На колёсном ходу вступали и действия три пары ведущих опорных катков, а поворот осуществлялся по принципу гусеничной машины за счёт торможения ведущих катков на одном из бортов.



А-20.(вид сбоку и спереди).


В начале 1937 года по ХПЗ прокатилась волна арестов. Был репрессирован А.Фирсов - начальник конструкторского бюро и многие из его талантливых коллег. Место Фирсова занял Михаил Кошкин, который прежде работал над тяжелыми танками в Ленинградском ОКМО. Новый начальник пересмотрел концепцию танка А-20. Первоначально на танке планировали применить колесно-гусеничную схему, которую уже использовали на БТ. Колесно-гусеничная схема ходовой части типа Кристи позволяла танку передвигаться по дорогам на колесах и тем самым экономить ресурс гусениц. В конструкторском бюро скептически относились к колесно-гусеничной подвеске, поскольку она увеличивала массу танка и требовала сложных в изготовлении, тяжелых и дорогих узлов. К тому же вызывала серьёзные сомнения и боевая эффективность подвески Кристи. Поэтому КБ Кошкина по собственной инициативе разработало проект чисто гусеничного танка, обозначенного как А-32. Лобовая броня А-32 была увеличена с 20-мм до 32-мм. Первоначально на новый танк, как и на А-20, планировали установить 45-мм пушку, но вскоре от нее отказались в пользу более мощного 76,2-мм орудия. Боевая масса новой машины составляла 19 тонн.
Для нового танка требовался новый компактный и мощный двигатель. Предпочтение в конце концов отдали дизелю, поскольку опыт боев в Испании и на Дальнем Востоке показал высокую вожароопасность карбюраторных бензиновых двигателей. На ХПЗ с 1932 года разрабатывали такой дизель. Его танковая модификация, обозначенная В-2, была создана коллективом под руководством И.Трашутина в 1937 году. Однако арест Трашутина в конце 1937 года задержал окончательную доводку двигателя. Серийный выпуск В-2 был начат только в конце 1938 году, а до этого времени было изготовлено всего 50 двигателей. Эти дизели предназначались для новой модификации танка БТ-7 - БТ-7М (А-8)2, а также дтя артиллерийского тягача "Ворошиловец".



А-20.


4 мая 1938 года проекты обоих танков А-20 и А-32 - были продемонстрированы Иосифу Сталину и Комитету Обороны СССР. На Главном военном совете после сообщений, сделанных об обеих машинах М. Кошкиным и А Морозовым, было заслушано и мнение танкистов, прибывших из Испании, а также мнение представителей ГАБТУ. Первые отдавали предпочтение чисто гусеничному танку, вторые- колссно-гуссничному. Окончательное решение вынесли только в конце 1938 года. Танк А-32 был объявлен несоответствующим требованиям Главного Автобронетанкового Управления (ГАБТУ), поскольку на нем не использовалась колесно-гусеничная схема. Однако Сталин предложил дать возможность конструкторам построить опытные образцы как А-20 так и А-32 и только после их параллельною испытания принять окончательное решение.
Прототипы были готовы летом 1939 года. Оказалось, что трудоёмкость изготовления А-20 приблизительно вдвое больше трудозатрат на А-32. Испытания опытных образцов проходили на танковом полигоне ГАБТУ в Кубинке. Обе машины показали примерно одинаковые ходовые качества, одинаковой была и максимальная скорость-65км/ч. Однако у танка А-32 было более мощное вооружение и более толстая броня. К тому же этот танк имел значительный запас по увеличению массы, что позволяло оснастить его ещё более толстой броневой зашитой. В августе 1939 года на заседании Главного Военного Совета было решено отказаться от колесно-гусеничного А-20 и отдать предпочтение танку А-32. 19 декабря 1939 года правительство утвердило это решение и обязало конструкторов в кратчайшие сроки представить усовершенствованный образец А-32. Перед Кошкиным возникла проблема как назвать новый танк. Конструкторское бюро в Ленинграде возродило традицию называть танки именами героев гражданской войны и присвоило своему тяжелому танку имя Климентия Ворошилова (KB). Кошкин убедил министра обороны (Ворошилова) в том, что называть именем героя еше один танк не стоит, и поэтому танку было присвоено обозначение Т-34, поскольку впервые идея этого танка появилась у Кошкина именно в 1934 году, когда Орджоникидзе приступил к воплощению танковой программы.

Т-34 образца 1939 года.



Т-34 образца 1939 года.


Новый танк весил 26,3 тонны. Длина равнялась 5,92 м, высота- 2,45 м, ширина-3 м, а клиренс- 0,4 м. Экипаж состоял из 4-х человек: механика-водителя и пулеметчика в переднем отделении танка и двух человек в башне- заряжающего и командира танка, который одновременно выполнял обязанности стрелка-наводчика. Изучение оборудования и обязанностей членов экипажа Т-34 показывает, что их задача была крайне тяжёлой.
Корпус танка Т-34 образца 1939 года сваривался из броневых катанных плит. Верхний и нижний лобовые листы толщиной 45-мм располагались под углом 60 градусов. Верхняя часть борта имела скос в 45 градусов, нижняя- вертикальная. Броня кормы и бортов - 40-мм-45-мм. крыши корпуса и днища - 20-мм. Люк механика-водителя находился на лобовой плите корпуса. В верхней части люка был смонтирован центральный смотровой прибор водителя. Боковые смотровые приборы водителя устанавливались слева и справа от люка под углом 60 градусов к продольной оси танка. Справа от люка имелась амбразура для установки курсового пулемёта ДТ, закрытая бронеколпаком. Верхний кормовой лист корпуса был съёмный и крепился болтами к бортовым листам. В нём был прямоугольный люк для доступа к агрегатам в кормовой части трансмиссионного отделения и два овальных отверстия под выхлопные трубы. Снаружи эти отверстия закрывались бронеколпаками. Передняя часть крыши корпуса приваривалась к лобовому и бортовым листам. Задняя часть над моторно-трансмиссионным отделением-сьёмная. крепилась болтами к бортовым листам и перегородкам, снабжалась броневыми люками для доступа к двигателю и жалюзи.
Башня танка сварная. Лоб и борта защищались 45-мм бронёй, корма - 40-мм, крыша башни - 16-мм. Задний лист ниши башни крепился на болтах, в нём было сделано отверстие для стрельбы из личного оружия. В задней части крыши находился люк экипажа. В крышке люка устанавливался смотровой прибор кругового обзора, а в передней части крыши - перископический прицел ПТ-6 и колпак вентилятора.
Пушка Л-11, длиной 30,5 калибра, была спарена с пулемётом ДТ. Для стрельбы прямой наводкой предназначался телескопический прицел ТОД-6. Угол возвышения пушки- +29 градусов, угол склонения -4 градуса. Боекомплект орудия - 77 выстрелов. Танки с радиостанциями снаряжались 46 пулемётными дисками (2898 патронов), на танках без радиостанций их было 75 (4725 патронов). Поворотный механизм башни имел ручной и электрический приводы, подъёмный механизм пушки - секторного типа с ручным приводом. Для стрельбы из установленных в башне пушки и пулемёта применяли ножной и ручной спусковые механизмы.

Двигатель В-2 и силовая передача размещались в кормовой части танка. Мощность дизеля - 400 л. с. при 1700 об/мин. В танке использовалась электрическая система запуска двигателя, но в качестве резервной была также установлена система воздушного запуска. Коробка передач Т-34 образца 1940 года четырёхступенчатая, со скользящими шестернями. Емкость топливных баков - 460 литров.

Подвеска танка - индивидуальная, пружинная. Пружины подвески, за исключением первых качков, размешались наклонно в специальных шахтах, приваренных к бортам корпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами. В ходовую часть входили по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм с каждого борта. Направляющие колёса также обрезинивались. Ведущие колёса насаживались на шлицы ведомых валов бортовых передач. Зацепление - гребневое, с помощью роликов. Мелкозвснчатая гусеничная цепь собиралась из 74 траков (37 плоских и 37 гребневых) шириной 500-мм. С наружной стороны на траках имелись грунтозацепы. Запасные траки крепились на над-гусеничных полках в кормовой части. К бортам корпуса крепились большие ящики для запасных частей и принадлежностей.

Радиостанции 71-ТК-3 устанавливались только на командирских танках. Ввод антенны - на правом борту корпуса, в передней части.

Первые два опытных образца танка Т-34 были готовы в январе 1940 года. Эти два танка своим ходом перегнали из Харькова в Москву, чтобы продемонстрировать их руководству страны. В ходе этого двенадцатидневного испытательного пробега в тяжелейших зимних условиях Т-34 показал очень высокие результаты: удельная мощность двигателя - 18 л.с. на тонну веса, максимальная скорость - 55 км/ч, удельное давление на грунт - 0,64 кг/см2, запас хода - 300 км. Для сравнения: немецкий средний танк PzKpfw III в его позднейших модификациях имел удельную мощность в 14 л.с. на тонну, английский танк "Матильда"-7,2 л.с. на тонну, американский "Шерман"- около 14 л.с. на тонну.





"Матильда".






"Шерман".








После показа правительству один танк был направлен на полигон для проведения всесторонних испытаний, а второй - в Карелию, где в это время шли военные действия. Однако к тому времени как Т-34 прибыл в Финляндию война уже закончилась и танк сумел продемонстрировать свою огневую мощь, лишь расстреливая захваченные финские бункеры. Затем обе машины вернулись своим ходом в Харьков. Маршрут пролегал через Минск и Киев и во время этого пробега танки показали высокую надежность, хотя несколько раз возникали проблемы с трансмиссией и температурным режимом двигателей.




PzIII.








После подписания в 1939 году Пакта Молотова-Риббентропа, Красная Армия получила несколько экземпляров танка PzKpfw III. Немцы уверяли, что это их самые современные боевые машины. PzKpfw III были направлены на полигон ГАБТУ в Кубинке, где подверглись всесторонним испытаниям. Кошкин и его КБ очень волновались в ожидании результатов этих испытаний. Но их волнения оказались напрасны - PzKpfw III значительно уступал Т-34 по бронированию, вооружению и мобильности. Этот немецкий танк больше походил на изящную игрушку, насыщенную техническими ухищрениями и обеспечивающую экипажу излишний комфорт. Но радость в Харькове продолжалась недолго. Здоровье Кошкина, подорванное марш-броском на танках зимой 1940 года, постоянно ухудшалось и 26 сентября 1940 года он умер от воспаления легких. Место Кошкина занял Александр Морозов.

Комментариев нет: