суббота, 12 июня 2010 г.

Танк Т-34-85 Война в Корее.

Танковые сражения в Корее.


Т-34-85.








Война в Kopeе (1950-1953) стала первым после Второй Мировой войны вооруженным конфликтом, во время которого противоборствующие стороны широко использовали танки и другую бронетехнику, в число которых входило и значительное количество средних танков Т-34-85. Хотя война в Корее запомнилась прежде всего кровопролитным патовым положением, возникшим после мая 1951 года, тем не менее первые девять месяцев войны танки играли ключевую роль в сражениях. Вторжение Северной Кореи оказалось успешным из-за умелого использования танков Т-34 и отсутствия какой бы то ни было противотанковой обороны у Южной Кореи. После нескольких месяцев мучительных сражений,Соединенные Штаты вынужденно перебросили в Корею большое количество бронетехники - иначе победить в этой войне было невозможно. Быстрое наступление сил ООН от Пусана в сентябре 1950 года объяснялось в первую очередь именно широкой механизацией американских боевых частей.

Танковые войска Северной Кореи.

Танковые войска Северной Кореи начали формироваться в 1948 году при активном участии Китая и Советского Союза. Небольшое количество танкистов было подготовлено в Китае на трофейных японских и американских танках, а также на советских Т-34. Американские машины, главным образом легкий танк М3А3 "Стюарт" и средние М4А4 "Шерман" были захвачены у Китайской национальной армии во время гражданской войны в Китае, которая еще полыхала в это время.


"ШЕРМАН".









"СТЮАРТ".












В 1948 году в Садонге при участии советских оккупационных войск был сформирован 15-ый учебный танковый полк, который дислоцировался в пригороде Пхеньяна. В этой части находились всего лишь два Т-34-85, обучали корейцев около 30 советских офицеров-танкистов. Командовал полком полковник Ю Кьён Су, который прежде служил в чине лейтенанта в Красной Армии во время Второй Мировой войны, а позже, уже в Северной Корее, командовал 4-ым пехотным полком. Назначение этого человека на столь ответственную должность объясняется тем, что Кьён Су был родственником Ким Ир Сена.
В мае 1949 года 15-ый учебный танковый полк расформировали, а курсанты стали офицерами новой 105-ой танковой бригады. Эту часть Ким Ир Сен предназначал для нанесения главного удара по Южной Корее, поэтому для подготовки бригады не жалели ни сил, ни средств. 105-ая бригада состояла из 1-го, 2-го и 3-го танковых полков, которые в последствии получили номера: 107-ой, 109-ый и 203-ий, соответственно. К октябрю 1949 года бригада была полностью укомплектована танками Т-34-85. В состав бригады также входил 206-ой моторизованный пехотный полк. Поддерживал пехотинцев 308-ой бронебатальон, состоящий из шести самоходок СУ-76М.


СУ-76м.









Всю весну 1950 года бригада провела в интенсивных учениях.
К моменту вторжения, Народная Армия Северной Кореи (HACK) имела на вооружении 258 танков Т-34-85, из которых примерно половина числилась в 105-ой танковой бригаде. Около 20 "тридцатьчетверок" находилось в 208-ом учебном
танковом полку, который предполагали использовать в качестве резерва. Остальные танки были распределены между несколькими, только что сформированными, танковыми полками - 41-ом, 42-ом, 43-ем, 45-ои и 46-ом (в действительности они представляли собой танковые батальоны, в которых было где-то по 15 танков) и 16-й и 17-ый танковыми бригадами, которые по оснащенности скорее соответствовали танковым полкам (40-45 танков). Кроме Т-34-85 на вооружении HACK состояли 75 самоходок СУ-76М. Дивизионы самоходной артиллерии осуществляли огневую поддержку северокорейских пехотных дивизий. Еше две танковые бригады были сформированы уже в ходе войны и вступили в бой в сентябре под Пусаном, а новые танковые полки, сформированные к сентябрю, воевали под Инчхоном.
Хотя по современным стандартам танковые войска Северной Кореи были довольно скудно оснащены, в 1950 году в Азии HACK по количеству танков уступала только Красной Армии. Японские танковые силы были разгромлены во время войны, а китайские танковые войска представали собой пеструю коллекцию трофейных японских и американских машин. Соединенные Штаты не имели значительных танковых формирований на Востоке, за исключением нескольких рот легких танков М24 "Чаффи", находящихся в Японии.



"ЧАФФИ".










До 1949 года значительное количество танков находилось в оккупационных войсках, расположенных в Южной Корее, но они все к этому времени уже были выведены. Собственных танковых войск Южная Корея не имела вовсе. Американцы, встревоженные воинственными планами правительства Сишмана Ри, не предоставляли танки Южной Корее, опасаясь, что южане cмогут начать военные действия против коммунистов. В результате к началу вторжения Южная Корея располагала всего лишь 37 бронеавтомобилями М8 и небольшим количеством полугусеничных М3, которые состояли на вооружении кавалерийского полка 1-ой столичной пехотной дивизии, дислоцированной в Сеуле.
Не менее важно то, что армия Южной Кореи была хуже оснащена и обучена по сравнению с HACK. Противотанкового оружия было мало, а имеющиеся в наличие средства в основном представляли собой неудобные и неэффективные противотанковые пушки калибра 57-мм (американская копия 6-фунтовой английской пушки).

Танковое вторжение.

Руководство армии Северной Кореи планировало использовать 105-ую танковую бригаду на острие наступления. Корея очень гористая страна, особенно в восточной части, вдоль побережья. Поэтому "традиционный" путь вторжения проходил вдоль западного побережья, где горы переходили в равнину. Не менее важным было то, что столица Южной Кореи - город Сеул - располагался в западной части полуострова. Именно на этот город и была нацелена 105-ая танковая бригада. Хотя советские военные советники противились распылению танковых сил, бригаду - разделили между пехотными дивизиями, осуществляя их поддержку.

ли веру в свои танки и стали уделять больше внимания другим видам противотанкового оружия. К этому времени в Корею начала поступать 3,5-дюймовая (89-мм) "супер-базука".
3-ая и 4-ая пехотные дивизии северян без танковой поддержки преодолели сопротивление американцев на Кымгане в середине июля. 16-го июля 107-ой танковый полк 105-ой танковой бригады переправился через Кымган, чтобы нанести удар по уцелевшим подразделениям 24-ой пехотной дивизии американцев у Теджона. К этому времени американцы успели получить 3,5-дюймовые базуки, которые и применили 20-го июля, подбив два Т-34-85. В течение следующих дней во время уличных боев в Теджоне американцам удалось уничтожить еще несколько "тридцатьчетверок". Для борьбы с танками организовали специальные отряды бронебойщиков, один из которых возглавил командир дивизии генерал-майор Вильям Ф.Дин. Генерал хотел лично убедиться в том, что теперь в войсках сеть оружие против Т-34, который до сих пор был неуязвим. За время уличных боев северокорейская армия потеряла около 15-ти танков, но самые тяжелые потери были еше впереди. Семь танков было подбито из базук, а пять уничтожила авиация. Но и 24-ая пехотная дивизия потеряла в Теджоне около трети личного состава и была вынуждена оставить город.

Круговая оборона Пусана.

После падения Теджона 20-го июля, войска Соединенных Штатов и Южной Кореи отступили к реке Пакгонган и дальше к Пусану - самому юго-восточному городу Южной Кореи, в ожидании подкреплений. В этот период потери в танках у HACK были вызваны прежде всего плохими дорогами и гористой местностью. К этому времени у машин появились первые признаки износа, обусловленные интенсивной эксплуатацией в сложных условиях местности и постоянными боями. Несколько наиболее пострадавших танков разобрали на запчасти. Большие потери бригада понесла 23-го июля под Кумчхоном, где несколько танков попало на минное поле, а несколько было подбито из базук в кровопролитной схватке с "Волкодавами" из 27-ой пехотной дивизии. Это был первый случай за всю войну, когда американцам удалось остановить танковую атаку при помощи умелого использования новою противотанкового оружия - 3,5-дюймовых базук. Минные поля и сопротивление пехоты задержали продвижение корейских танков, а 28-го июля во время атаки авиации ООН по меньшей мере пять танков было уничтожено ракетами или сожжено напалмом. К началу августа в бригаде оставалось около 40-ка боеспособных танков, много машин нуждалось в ремонте. Воздушные атаки оказались опасны прежде всего тем, что они нарушали снабжение запчастями и резервами, хотя непосредственные потери от налетов были не так велики.
Постоянная угроза с воздуха вынудила корейских танкистов изменить свою тактику. Теперь, чтобы избежать атак авиации ООН, любые передвижения осуществлялись под покровом темноты. Попытка форсировать Нактонган дважды заканчивалась неудачей именно из-за ударов авиации, которые вывели из строя еще пять танков. В это время вновь активизировались американские танковые войска. В токийских артиллерийско-ремонтных мастерских в спешном порядке отремонтировали три тяжелых танка М26 "Першинг", которые срочно перебросили в Корею. Эти три танка вместе с несколькими уцелевшими М24 "Чаффи" составили временный танковый взвод, который участвовал в обороне Чхонджу 28-го июля. Однако солдатам из 6-ой пехотной дивизии удалось подбить эти танки и они были брошены американцами.


"ПЕРШИНГ".



"ПАТТОН".










Катастрофическое положение вынудило американцев мобилизовать свои танковые войска и перебросить их в Корею. Однако сделать это было не так то просто - после окончания Второй Мировой войны и проведенной демобилизации Соединенные Штаты располагали всего тремя боеспособными танковыми батальонами: 6-ым (оснащенным танками М46 "Паттон"), учебным 70-ым (М4АЗ "Шерман" и М26 "Першинг", Форт-Нокс) и 73-м (М26, Форт-Беннинг). Танки М26 70-го батальона раньше стояли на постаментах вокруг базы в качестве памятников, а две роты M4A3 были получены из арсенала в Рок-Айленде. Кроме того 8-Ая Армия в Японии смогла наскрести 54-е переделанных тапка М4А3Е8 "Шерман" которые в спешном порядке объединили в 8072-ой (позднее 89-ый) батальон средних танков. Первая рота этой части прибыла в Корею в конце июля и вступила в бой 2-го августа 1950 года. Рота "А" 1-ой бригады морской пехоты была перевооружена танками М26 "Першинг" (вместо гаубичных танков М4А3(105)); в Пусан эта часть прибыла в начале августа.
89-ый танковый батальон, состоявший из трех рот средних танков М4А3Е8 и одной роты тяжелых танков М26 "Першинг " был первой значительной танковой частью, вступившей в бой в Корее. Уцелевшие М24 из 79-го батальона составили пятую роту 89-го батальона. Начало боевых действий американских танкистов оказалось крайне неудачным: 2-го августа под Масаном рота М4А3Е8 угодила в засаду 45-мм противотанкового взвода HACK и потеряла восемь танков. В начале августа батальон не вступал в танковые дуэли, но оказывал поддержку пехоте в тактических боях. Получив танки, американцы начали оказывать большее сопротивление противнику, временами переходя в контратаки. Успех постепенно стал переходить на сторону американцев, и одновременно к ним возвращалась вера в силу своих танков.

Комментариев нет: