среда, 30 июня 2010 г.

Танк Т-34-85 в боях на Ближнем Востоке.

В боях на Ближнем Востоке.

Т-34-85.








Первые 230 "тридцатьчетверок" чехословацкого производства прибыли в Египет в 1953— 1956 годах. Часть из них была уничтожена в ходе англо-франко-израильской интервенции против Египта и октябре — ноябре 1956 года. Израильские танкисты, воевавшие на "шерманах" и AМХ 13, подбили 26 Т-34-85.


АМХ-13.









Боевых столкновений между египетскими и англо-французскими танками не отмечалось.Новую крупную партию Т-34-85 — 120 машин — на берега Нила доставили из Чехословакии еще до конца 1956 года. За ней последовала вторая (в 1962 — 1963 годах), а в 1965— 1967-м — третья, еще 130 танков. В начале 1960-х годов поставки "тридцатьчетверок" из СССР и Чехословакии начались в Сирию.


"ШЕРМАН".











Во время "Шестидневной войн" 1967 года эти танки находились в первой линии танковых частей вместе с Т-54. Как известно,в этой войне арабы потерпели поражение. На Синайском полуострове израильские войска подбили и захватили 251 танк Т-34-85. Потери сирийцев были значительно меньше, как по причине меньшего количества задействованной бронетехники, так и из-за условий ее применения: Голанские высоты — это не Синай. Интересно отметить, что на Голанах против израильских войск под сирийским флагом сражались бывшие противники: немецкие танки Pz.IV Ausf.I, полученные в конце 1940-х годов из Чехословакии и Франции, и Т-34-85.

Pz IV.









В "Войне Судного дня" в 1973 году танки Т-34-85 использовались в значительно меньших масштабах и привлекались в основном для решения вспомогательных задач. Подобно израильским "шерманам", многие из них накануне той войны подверглись модернизации и переделкам.
Стремясь усилить вооружение танка, eгиптяне умудрились установить на него советскую 100-мм полевую пушку БС-3. При этом башенный погон оставался прежним. Правда, от штатной башни сохранились только передняя и нижняя часть. Вместо всего остального из легких броневых листов была сооружена довольно громоздкая надстройка простой формы. Значительная часть бронелистов бортов и крыши этой новой башни выполнялась в откидном варианте, что, с одной стороны, облегчало работу экипажа по обслуживанию пушки во время стрельбы, а с другой — решало вопрос вентиляции боевого отделения. Боевая масса машины несколько возросла, но динамические характеристики практически не изменились. Не останавливаясь на достигнутом, египетские конструкторы установили в схожей по конструкции, но несколько большей по размерам башне 122-мм гаубицу Д-30! Само собой разумеется, что обе эти машины нельзя было использовать в качестве танков. Речь шла только об их применении как самоходно-артиллерийских установок. К сожалению, данных о количестве переделанных таким образом машин, равно как и об их участии в боевых действиях, нет. Ведущая роль в танковых боях отошла к современным Т-55 и Т-62.


Т-55.












В отличие от египтян, сирийцы пошли другим, более простым путем. Гаубицу Д-30 они решили установить на крыше передней части корпуса, при этом стрельба велась назад. Башня при этом, естественно, демонтировалась. На бортах корпуса крепилось по пять стальных ящиков для снарядов. Над лобовым бронелистом монтировалась откидная рабочая платформа для орудийного расчета. Внутри корпуса оборудовались места для хранения боезапаса и размещения экипажа. Перед установкой на подготовленный таким образом танк с орудия снимался нижний станок с колесным ходом и обрезался щит. Переоборудование танков проводилось в артиллерийском училище в Катанахе и бронетанковом — в Эль-Кабуне.


Т-62.










Из-за уменьшившейся до 20 т массы динамические характеристики машины даже возросли. Стало меньше и удельное давление на грунт. Прежними, естественно, остались баллистические характеристики Д-30. К недостатку такой установки гаубицы, имевшей в буксируемом варианте круговой обстрел, можно отнести ограниченный сектор наведения. Формально и здесь орудие могло поворачиваться на 360 градусов, но огонь велся только в секторе наведения 120 градусов по корме танка. Боекомплект САУ Т-34-122 состоял из 120 снарялов (80 внутри машины и 40 в ящиках на бортах корпуса).


САУ Т-34-122.









Первыми в начале 1972 года эти самоходки получили артиллерийские батальоны 4-й и 91-й танковых бригад (по 9 машин в каждом) 1-й бронетанковой дивизии. К началу войны 1973 года обе сирийские бронетанковые дивизии (1-я и 3-я) имели на вооружении Т-34-122. В ходе боевых действий эти машины, в первую очередь, использовались для проведения внезапных огневых налетов по площадям и непосредственной огневой поддержки войск. В конце войны им пришлось отражать атаки израильских танков, причем в основном без успеха, главным образом из-за недостаточной подготовки расчетов для стрельбы по движущимся целям.
Вновь эти САУ пошли в бой в Ливане в 1976-м, а затем и в 1982 году. Тут сказался еще один недостаток лих машин — на узких горных дорогах САУ часто не могли развернуться для ведения oгня. Это была последняя война, в которой приняли участие Т-34-122. Вскоре из СССР прибыли современные самоходно-артиллерийские устаноики 2С1 и 2С3, которыми в артиллерийских частях бронетанковых дивизий начали заменять "тридцатьчетверки". При этом последние передавались в резерв.


САУ Т-34-122.










Помимо Египта и Сирии, на Ближнем Востоке Т-34-85 использовались обеими сторонами в ходе войны между Северным и Южным Йеменом в 1962 — 1967 годах. Во время гражданской войны в Ливане их применяли как различные ливанские враждующие группировки, так и отрялы Организации освобождения Палестины, получившей 60 танков из Венгрии. Наконец, иракские Т-34-85 использовались в ходе войны с Ираном в 1980-х годах.

Комментариев нет: