суббота, 21 августа 2010 г.

Заводские модернизации танка Т-34.

Уральский Танковый Завод № 183, Нижний Тагил.


Т-34,образца 1941 года.




Эвакуация завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил, на площадку Урал-вагон завода, началась во второй половине сентября и закончилась в середине октября 1941 года. За это время из Харькова было отправлено 43 эшелона с оборудованием, людьми,материалами и заготовками.
На новой площадке в завод № 183 влились другие эвакуированные предприятия: Мариупольские металлургический завод имени Ильича и Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе.
Установка оборудования в Нижнем Тагиле велась исходя из расчета выпуска 20 Т-34 в сутки, для чего было необходимо иметь до 1250 cтанков, работавших только на производство танков (без вспомогательного оборудования) и не менее 200в рабочих. Из Харькова было привезено 1254 станка (вместе с вспомогательными), а рабочих к началу ноября 1941 года было всего 11000, включая и бывший персонал Урал-вагон завода. Поэтому в Нижний Тагил переводились дополнительные контингенты рабочих из других городов, а также большое количество людей, не имевших производственной квалификации. Новое предприятие получило наименование Уральский танковый завод № 183.

В декабре 1941 года завод № 183 собрал из привезенного харьковского задела первые 25 танков Т-34, а к началу 1942 года почти все эвакуированное оборудование было установлено и подготовлено к пуску. Следует сказать, что площадка Уралвагонзавода позволила без особых проблем разместить три эвакуированных предприятия. Кроме того, здесь имелось мощное сталелитейное и горяче-штамповочное производство. Эта особенность, наряду с потерей заводов-поставщиков, потребовала внесения большого числа конструктивных и технологических изменений в конструкцию узлов и деталей танка Т-34.
Танковое производство в Нижнем Тагиле организовывалось по принципу законченного цикла в цеху - тот цех, который изготавливал детали, сам собирал из них узлы и механизмы. Всего было coxранено 16 основных цехов:
механосборочные "110" (ходовая часть) и "119" (трансмиссия), крепежный "125" (болты, гайки, шпильки и.т.п.), корпусных деталей "710" (механическая обработка деталей корпуса), кузнечный "630" (горячая штамповка), прессовый "640" (холодная штамповка), штампованного крепежа "690", литейные - "550" (мелкого стального литья), "563" (крупного стального литья), "595" (цветного литья), термический "680" (термообработка деталей), медницкий "160" (радиаторы, баки, трубки и.т.п.), сборочный "130" (сборка танков), корпусной отдел "700" (сборка и сварка корпусов и башен), инструментальный "430" (изготовление инструмента) и ремонтно-механическнй "800" (ремонт оборудования). Кроме того, имелось несколько вспомогательных цехов.
За период развертывания производства танка Т-34 в Нижнем Тагиле было восстановлено,модернизировано и смонтировано 1691 единица оборудования, изготовлено 4876 приспособлений, 1025 холодных штампов, 215 пресс-форм и 200 комплектов металлических моделей.
Однако сразу выйти на плановый выпуск - 20 танков Т-34 в сутки - заводу № 183 не удалось. Например, в январе - марте 1942 года среднесуточный выпуск составлял не более 10-15 танков Т-34. Это было связано и с острым недостатком рабочей силы, прежде всего квалифицированной - на 1-ое января 1942 года имелось всего 61,5 % рабочих (кроме того, в период развертывания производства на заводе № 183 работало 9000 человек так называемых "трудоармейцев", в основном неквалифицированных),с перебоями в снабжении предприятия металлом, заготовками, электроэнергией, газом, углем, нефтью, торфом. Для выправления ситуации в течение 1942 года завод № 183 получил дополнительное количество высокопроизводительного оборудования, а также организованый конвейер для внестендовой сварки бронекорпусов и вторую линию конвейера сборки танков Т-34.
Кроме того, была пересмотрена технология изготовления Т-34, а также в кратчайшие сроки построены новые цеха для разгрузки существующих и сокращения номенклатуры изготовляемых в них деталей (корпус "184" - изготовление главных и бортовых фрикционов, подвески, ленивцев, тормозной ленты и ведущих колес, цех "140" - мелкие узлы арматуры и цех "170" - волочильный).
Для лучшей организации испытаний готовых танков Т-34 сдаточный цех "150" выделили из состава сборочного цеха "130", а в бронекорпусном отделе "700" организовали заготовительные и сборочно-сварочные цеха.
В течение 1942 года на завод № 183 было принято более 10000 рабочих. Кроме того, в это же время для устранения дефицита в снабжении сжатым воздухом построили и ввели в эксплуатацию три турбокомпрессора производительностью 55000 кубометров в час. Все эти мероприятия по наращиванию мощностей завода позволили к концу 1942 года довести среднесуточный выпуск танка Т-34 до 25 машин.
Суровая уральская зима и длительная весенняя и осенняя распутица создавали большие трудности в работе по выпуску и отправке танков Т-34 в Красную Армию. Для улучшения работы площадь сдаточного цеха, по сравнению с началом 1942 года увеличили в 5 раз, а также установили отопление, смонтировали эстакаду для погрузки танков,оборудованную средствами выкачки масла из масляной системы танка, построили помещение для набивки пулеметных дисков патронами и обработки снарядов перед их укладкой в танк, а также организовали специальную заправочную станцию, оснащенную насосами с электроприводом.

Испытание танков Т-34 пробегами.

На основании постановления ГКО № 3092 от 29 марта 1943 года ежемесячно один танк Т-34 каждого завода испытывался на гарантийный километраж. Всего до конца войны такому испытанию подвергся 31 танк Т-34 производства завода № 183, из них 16 (51,6%) выдержали испытания, а остальные нет:

Кроме того, часть танков Т-34 испытывалась пробегами на 300 км. Например. из 215 танков завода № 183,1265 наименований деталей, а также 206 покупных изделий, поставлявшихся другими заводами. В дальнейшем, в 1942-1945 годах, была пересмотрена конструкция многих узлов й агрегатов танка Т-34 с целью их упрощения и повышения боевых и эксплуатационных качеств танка. Основными из них были следующие:

За второе полугодие 1941 года:

- для снижения трудоемкости отменены два раздельных клапана, провой и воздушный, и заменены общим паровоздушным клапаном;
- для увеличения запаса топлива введены два дополнительных топленых бака емкостью 90 литров 5 моторном отделении:

- вместо штампованного ведущего колеса со втулками введено литое, 1 втулки роликов отменены;
- введен литой диск опорного катка вместо штампованного;
- изменено стопорение балансиров 2, 3, 4 и 5-го опорных катков отменена струна);
- уменьшено количество пружин рычагов бортовых фрикционов с четырех до двух;
- упрощена конструкция выключателя массы, щитков электроприборов, масляных и топливных баков, бортового фрикциона, балансиров, ленивца, приводов управления, сидений, бое укладки, деталей ЗИПа, смотровых приборов, корпуса и башни;

За 1942 год:

- введена литая шестигранная башня с двумя люками;
- для улучшения смазки двигателя перед его запуском введен ручной масло-подкачивающий насос;
- введен воздухоочиститель "Циклон" для улучшения очистки воздуха, поступающего в двигатель;
- для облегчения запуска двигателя в холодную погоду на всасывающем патрубке двигателя установлен калорифер, подогревающий воздух;
- для увеличения запаса хода на корме танка установлены два дополнительных топливных бака обшей емкостью 270 литров;
- установлен новый фрикцион упрощенной конструкции с повышенным коэффициентом запаса;
- для упрощения конструкции и устранения случаев разрушения роликов ведущего колеса введено цельнолитое колесо с ведущими кулаками вместо роликов. Позже отменено, как не оправдавшее себя из-за частого заклинивания гусеницы;
- вновь установлены ранее отмененные из-за их отсутствия фара, звуковой сигнал, амперметр, вольтметр и ТПУ-ЗР;
- для улучшения очистки воздуха боевого отделения вытяжной центробежный вентилятор, смонтированный у моторной перегородки, заменен осевым вентилятором в крыше башни;
- для поддержания танков в боевой готовности зимой и сбережения моторесурсов введена печка для обогрева машины;
- увеличен возимый боекомплект с 77 до 100 снарядов;
- установлены бачки для питьевой воды;
- установлены поручни для десанта на башне и корпусе танка;
- смонтированы управляемые жалюзи над водяными радиаторами для ускорения прогрева двигателя;
- введена бронировка головки перископа башни;
- для облегчения открывания люков в башне на них установлен уравновешивающий торсионный механизм;
- установлена бронировка курсового пулемета в лобовом листе корпуса;
- в башне смонтированы откидные сиденья;
- для упрощения конструкции введены унифицированные траки без стопорения пальцев шплинтами, а для забивания пальцев на месте при движении танка введен специальный кулак.

За 1943 год:

Т-34,образца 1943 года.




- установлен масляный радиатор для улучшения теплового режима двигателя;
- для облегчения запуска двигателя при низких температурах установлено масло-перепускное устройство;
- введено стопорение проволокой штуцерных резьбовых соединений топливных и масляных трубопроводов;
- для увеличения времени работы воздухоочистителя между очистками введен бункер для сбора пыли на 24 кг (вместо 17 кг);
- прямоугольные наружные топливные баки на корме танка Т-34 заменены тремя цилиндрическими на бортах:
- вновь введены втулки роликов ведущего колеса для снижения нагрузки на ось роликов;
- с 1-го сентября отменена установка на танк опорных катков с внутренней амортизацией и введены все катки с наружной амортизацией;
- для устранения случаев замыкания между контактными пальцами вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т заменено на ВКУ-27;
- для устранения случаев спекания контактов установлен новый выключатель масс ВБ-404;
- установлена командирская башенка с пятью щелевыми смотровыми приборами и одним призматическим прибором МК-4;
- введена установка радиоприемников, а впоследствии и радиопередатчиков на всех танках Т-34.

За 1944 год:

Т-34,образца декабря 1943 года-начала 1944 года.


- для обеспечения автоматической регулировки подачи топлива на всех режимах работы двигателя ведена установка всережимного топливного регулятора топливного насоса с масло-фильтром "Кимаф";
- установлен воздухоочиститель "Мультициклон";
- для повышения надежности работы резинового массива опорных катков вместо резины "грузо-80" введена "120с" и отменены вентиляционные отверстия;
- усилен вертикальный валик приводов управления коробки перемены передач для устранения разрегулировки включения передач;
- установлена новая башня с расширенным погоном диаметров 1600 мм и 85-мм пушкой;
- проведено утолщение брони башни под 85-мм пушку - лоб до 90-мм (вместо 75 мм), борт 75 мм вместо 52 мм) и корма 52 мм:

- установлен шарнирный телескопический прицел ТШ-15;
- введен электро-спуск пушки и спаренного пулемета;
- улучшена конструкция поворота механизма башни;
- для улучшения вентиляции боевого отделения установлено два вентилятора в башне;
- установлено пять запасных траков гусеницы на лобовом листе для экранировки корпуса;
- для уменьшения коробления погона башни введена приварка механически обрабатываемого опорного кольца погона к крыше корпуса
- установлены откидные укороченные передние грязевые щитки гусениц с шарнирным креплением;
- для защиты экипажа от свинцовых брызг при обстреле смонтировали
щитки, перекрывающие отверстия спаренного пулемета ДТ и прицела ТШ-15;
- радиостанция 9РМ заменена а 9РС, что улучшило модуляцию а увеличило дальность связи с 22 до 27 километров;
- установлены морские дымовые шашки (МДШ) на корме танка Т-34.

За 1945 год (до 1 июня):

Т-34 образца 1944-1945 годов.





- для устранения течи смазки введено уплотнение главного вала коробки перемены передач с масло-отражателем, канавками и сальником:
- для повышения срока службы гусеницы наружный диаметр ведущего колеса увеличен с 634 мм до 650 мм;
- установлен прицел ППУ-8Т для пулемета ДТ в лобовом листе корпуса.

Комментариев нет: