ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БРОНЯ.
Танк Т-34 вариант экранировки завода "Красное Сормово" (нажмите,чтобы увеличить)
К вопросу об усилении бронирования Т-34 в течение войны возвращались несколько раз. Что именно послужило поводом к началу работ по дополнительному бронированию сказать трудно - причин много. Это и сведения о результатах боев в Европе, и данные о перспективных разработках в Германии и Англии (Англия тогда еще не являлась союзником), и желание высшего руководства "подстраховаться" - получить переходный танк, до начала серийного производства танка Т-34М. Когда причин много, то, скорее всего реальной причины для беспокойства нет. Это и подтвердили события 1941 года - до конца 1941 года бронирование танка Т-34 полностью соответствовало требованиям к подобной машине.
ем не менее, вопрос об увеличении толщины брони танков Т-34 впервые был поставлен еще до начала войны. Так, в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1216-502 "О производстве танков Т-34 в 1941 году" от 5 мая 1941 года выдвигалось требование "увеличить толщину брони башни и переднего лобового листа корпуса до 60 мм"
Варианты бронирования башни танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Согласно этому документу Харьковский завод №183 и Сталинградский тракторный завод должны были перейти на выпуск танков с усиленной броней, а все выпущенные к этому времени танки Т-34 экранировать - то есть оснастить дополнительными, внешними листами брони. Разработка проекта бала закончена к июлю 1941 года, а с августа планировали приступить к реализации этой меры, причем до конца года планировалось переоборудовать 500 танков, но начавшаяся война внесла свои коррективы: работа в этом направлении была прекращена, на первый план вышла задача по увеличению объема производства. Каких-либо материалов по этой теме (фотографии, чертежей) пока не обнаружено, хотя известно, что было построено два опытных образца. Но наработки в области усиления бронирования не пропали зря.Второй этап работ по усилению бронезащиты танка Т-34 обычно связывают с появлением под Москвой новых Pz.III Ausf.J с 50-мм пушкой. Косвенной причиной могло стать и ухудшение качества брони, связанное с перебоями в поставках легирующих присадок.
Сталинградский вариант бронирования танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
5 декабря 1941 года было принято постановление ГКО №1062 . В нем говорилось о производстве танка Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм с 15 февраля 1942 года.
Броневой прокат такой толщины в СССР не производили, поэтому до момента, когда он станет поступать на заводы, лобовую броню корпуса предлагалось экранировать бронелистами толщиной 15 мм.
Однако по каким-то причинам это решение было тоже отменено постановлением ГКО №1333 от 23 февраля 1942 года, то есть к моменту, когда оно начало рсализовываться.
Вот как выполнялись эти постановления на всех трех заводах, производивших танки Т-34:
Сталинградский тракторный завод. 14 января на полигоне завода "Красный октябрь" представителями завода №264, проведены испытания двух вариантов дополнительного бронирования (фактически, вариантов имеющих небольшие отличия было больше). С 25 января завод N9 264 перешел на выпуск экранированных корпусов и башен. До 23 февраля 1942 года выпущено 200 танков Т-34.
Завод №112 "Красное Сормово" (Горький). По официальным данным всего выпущено 80 экранированных корпусов и 109 башен. Первая экранированная башня изготовлена 21 января 1942 года, а 25 февраля - первый корпус. Было разработано несколько вариантов накладной брони, применительно к корпусам разной конструкции. На фотографиях видны отметки мелом, указывающие точное расположение коротких сварных швов - прихваток.
К 1 марта - (видимо срок отчетности) были отлиты 8 башен с толщиной брони до 75 мм (видимо не по всей площади, а только в лобовой части). Наиболее рациональный способ это сделать - незначительно уменьшить внутренний объем, а не "размазать" броню по внешней стороне башни, поэтому усиление башенной брони никак не сказывалось на ее внешнем виде. В начале марта эти башни были установлены на обычные танки.
Сормовский вариант бронирования танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
С усилением бронирования башни связан и отказ от кормового люка для демонтажа орудия Работы в этих направлениях велись одновременно.
Завод №183 (Нижний Тагил). Первые танки с усиленным бронированием надлежало выпустить к 15 января 1942 года. КБ завода приняло решение начать производство усиленной литой башни не позднее 20 января, а с 1 февраля полностью перейти на производство экранированных корпусов. Других сведений о количестве построенных экранированных корпусов нет.
Внешний вид бронировки корпуса приведен на чертеже. Что касается башни, то усиление ее брони планировалось не за счет навески дополнительных листов, а за счет увеличения толщины.
Варианты экранировки танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Но это вовсе не означает, что после 23 февраля 1942 года выпуск экранированных танков был прекращен. Просто их прекратили учитывать, как отдельный тип - пропала необходимость в отчетности. Задел по бронедеталям был сделан серьезный, и в течение первой половины 1942 года на фронт поступали танки с обычными башнями и экранированными корпусами. На одной из фотографий встречается Т-34, по-видимому, Нижнетагильского производства, с накладной броней и шестигранной башней, оснащенный характерными уральскими поручнями, которые были введены с октября 1942 года (хотя возможно танк был оснащен ими в ходе ремонта).
Фотографии сормовских танков с экранами и поручнями встречаются чаще, но здесь они появились раньше, хотя точная дата неизвестна.
Наиболыпее количество экранироваиных танков этого периода попало под Ленинград. Их фотографии на улицах города и послужили источником для легенды об экранировании тридцатьчетверок заводом №27 чуть ли не металлоломом, толщиной 20 мм.
После боев многие машины такого типа были переданы в учебные подразделения, дислоцированные под Ленинградом. Запечатленные корреспондентами учебные атаки, составляют большую часть свидетельств о танках с накладной броней.
Часть экранированных танков попали в Войско Польское при формировании уже летом 1943 года (всего 32 танка Т-34,сколько из них экранированных неизвестно).
Дальнейшие исследования в области усиления бронирования танков Т-34 проводились Центральным Научно-исследовательским институтом №48, на базе завода №112 и расположенного неподалеку Гороховецкого артиллерийского Научно-исследовательского полигона - сказывалась близость к Москве. Здесь испытывал ись опытные образцы и отдельные элементы брони.
Новой темой исследований 1942 - 1943 года стала защита от кумулятивных боеприпасов противотанковой артиллерии противника. Были разработаны экраны, схожие по сути с немецкими.
Сохранились фотографии только одного макета танка Т-34, хотя есть описание и других образцов, основные отличия которых состояли в углах наклона бортовых листов экранировки (подкрылков) и способах крепления боковых экранов. Существовало два варианта исполнения - облегченный, на котором экранировались только борт и подкрылки, и усиленный, где экранировалась еще и башня.
Железобетонное бронирование танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Нельзя не упомянуть и о железобетонном проекте Цыганова, испытанному в 1943 году. Вокруг корпуса и башни укреплялась стальная конструкция с бетонными блоками. Из-за значительной массы и, как следствие, снижения ходовых качеств этот вариант принят не был. Кстати, применение бетона в танкостроении не было нонсенсом - его применяли и немцы (например, элементы защиты лобовой брони StuG IV) - но в гораздо меньших количествах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий