вторник, 12 октября 2010 г.

Танк Т-34 снизу-доверху

Крылья.


Варианты крыльев танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Первый вариант харьковских крыльев имел очень характерную форму. По контуру верхней части проходила выштамповка. Крыло было довольно коротким и "задранным" вверх. Это не обеспечивало хорошей защиты от комков грязи.
Вскоре конструкция была изменена, крыло удлинили, причем сделано это было весьма оригинальным способом - к передней кромке крепилась деталь, вырезанная из изогнутой части точно такого же крыла.
На следующем типе, радиус изгиба стал меньше. Глубину выштамповки тоже уменьшили, а верхнюю часть с боковой соединяли сваркой.
На очередном этане конструкторы отказались от выштамповки на внутренней части крыла - она стала плоской, а верхняя часть приваривалась к боковой непосредственно по углу.
На сталинградских машинах появляется крыло без ребра жесткости. На многих машинах оно вообще не устанавливалось.
Изменения конструкции заднего крала совершенно аналогичны. С изменением размещения ЗИП на нем исчезает крепление бруска, который перенесен на правую сторону корпуса.
Самый примитивный тип крыла, который применялся на танках Т-34 - лист,закрепленный болтами заднего броневого листа. Возможно, это результат ремонта, но такой вариант встречается на многих машинах.
Далее, на передних крыльях появляется окошко, для приспособления используемого при натяжении гусениц. Оно встречается двух видов - с подвижной крышечкой или без нее, но расположенное несколько ниже.
Последний вариант крыла, угловатой формы, имел уже откидывающуюся назад переднюю часть,для обеспечения удобного доступа к гусенице, но он применялся в основном на Т-34-85, а на Т-34-76 встречается как исключение, обычно после ремонта или модернизации.

Картеры бортовых передач.

Бронировка картеров бортовых передач, за время производства претерпела ряд изменений. Встречаются штампованные, литые и сварные детали. Поскольку эта деталь в большинстве случаев производилась заводами-смежниками, и поставлялась на различные танковые заводы, ее форма не может быть тем элементом, по которому можно было бы безошибочно определить место сборки бронекорпуса.

Ящики ЗИП.

Варианты ящиков ЗИП на танке Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Шанцевый инструмент.

Ящики ЗИП на машинах разных периодов отличались не только размещением, но и размерами и способом крепления. На танках с пушкой Л-11, слева, в средней части над-гусеничной полки, размещался небольшой ящик ЗИП.
С введением пушки Ф-34, сначала на машинах харьковского, а затем сталинградского и нижнетагильского производства, встречается высокий ящик орудийного ЗИН, расположенный на левой полке. Однако маленький ящик еще некоторое время продолжали устанавливать на штатном месте.

С осени 1941 года высоту ящика орудийного ЗИП уменьшили, в связи с изменением комплектации. Вскоре его заменили на ящик большего размера, который сначала крепился на левой полке, но в последствии переместился на правую.
Крепление брусков перешло с заднего крыла на правый борт, вместо двух в комплекте остался только один. Еще один ящик - на заднем листе брони, служил для размещения танковой печки, но устанавливался он только на танках выпущенных в зимнее время.
Брезент, который сначала располагался слева сзади, с введением цилиндрических дополнительных топливных баков переместился ближе к середине, а на машинах последних серий - на заднюю стенку башни, как на танке Т-34-85.
Шпоры, размещались на правой полке, сгруппированные в три связки, и слева, двумя связками. Запасные траки крепились болтами в задней части надгусеничных полок парами - гребневой и безгребневой. С изменением конструкции трака, на этом месте стали закреплять только безгребневые траки. Для них приваривались две бонки, а на ряде машин и три бонки - на случай применения траков с различным расположением отверстий. Гребневые траки крепили ремнями, над грунто-зацепами. С 1942 года увеличилось количество запасных траков, их стали располагать группами то три трака.
Крепление ремнями не всегда выдерживало такую нагрузку, поэтому, а также для дополнительной защиты, в войсках, гребневые траки и даже участки гусениц по три-пять траков, размещали под поручнями для десанта.
С конца 1943 - начала 1944 года, сначала на танках УВЗ, затем и на других заводах, на лобовой броне устанавливают бонки для крепления трех траков, соединенных пальцами.
Два домкрата на ранних машинах размещали на правой надгусеничной полке, а бруски - на задних крыльях. В 1942 году комплектацию изменили - остался один домкрат, и один брусок на правом борту. К концу года домкраты и бруски уже не встречались на внешней подвеске.
Стоит заметить, что в период с конца 1941 - начала 1942 годов, танки сталинградского и уральского производства выходили с заводов с сокращенным до минимума ЗИП - большой и малый ящики, плюс пара запасных траков. На ряде машин не устанавливали даже петли для крепления шпор.


Шанцевый инструмент устанавливаемый на танках Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Существовало несколько схем размещения шанцевого инструмента. Отличался он и внешним видом. Неизменными оставались размеры: длина лопаты - 1 метр 10 сантиметров, длина пилы - 1 метр. Лопата всегда служила бойцу измерительным инструментом, ведь метр десять - глубина профиля окопа.

Две лопаты, на машинах с пушкой Л-11 располагался спереди, на левой надгусеничной полке. На машинах с пушкой Ф-34, на этом месте стали размешать ящик орудийного ЗИП, поэтому лопаты переместились назад, на левый борт, под брезент (на сталинградских танках), а с переносом ящика ЗИП на правый борт - на его место. Пила появляется на левом борту танков производства УВЗ с весны 1943 года, другие предприятия начали устанавливать крепление для пилы гораздо позже.

Трос.

Обычно, пара тросов крепилась ремнями к петлям по правому борту. Одна петля находилась на правом переднем крыле, а вторая на надгусеничной полке (на ранних машинах), или на правом борту (на поздних). Однако, в боевых условиях, тросы устанавливали в готовности к применению - надев на передние крючья.

Дополнительные топливные баки.


Виды топливных баков устанавливаемых на танки Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Первый тип дополнительных топливных баков прямоугольной формы размещался по два на борт, в передней части танка. В дальнейшем, была введена другая штатная комплектация - по одному с каждого борта спереди, и по два с каждого борта сзади, где они закреплялись боковой стороной. При этом на крыльевых полках могли размещаться еще по четыре бака.
Существовал вариант с размещением баков по три на борт, расположенных в один ряд. Встречаются ранние баки как минимум двух типов - с выштамповками и без них. В дальнейшем, на сормовских машинах применялись штампованные баки, закрепленные на заднем листе. На уральских машинах обычно устанавливали баки сварной конструкции.
С 1943 года применяется цилиндрический бак на 100 литров. Он размещается слева в средней части корпуса. Затем появляется еще один бак - на нравом борту, ближе к корме. На более поздних машинах количество баков увеличивается до трех - два справа, один слева, затем левый бак смещается назад.


Варианты размещения топливных баков на танках Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)














С введением дымовых шашек МДШ (малая дымовая шашка) и БДШ (большая дымовая шашка), комплектация устройствами для их крепления стала штатной. В основном они применялись на танках Т-34-85.
На этих же устройствах появилась возможность размещать укороченные топливные баки длиной 650 мм. Сормовская система крепления коротких баков имела некоторые отличия от более поздней нижнетагильской конструкции.

Комментариев нет: