среда, 3 ноября 2010 г.

Танк Т-34 Варианты башен.

ХАРЬКОВСКИЕ БАШНИ






Варианты башен танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)









Форму башни танка Т-34-76 во многом определила мода тридцатых годов. Сходная конфигурация была принята на некоторых других танках (не только советских). Рациональные углы башни продолжали линии корпуса. Это передовое для своего времени конструкторское решение, в какой то мере, и стало причиной врожденного недостатка - тесноты, борьба с которым шла на протяжении всей эволюции "тридцатьчетверки".
Первый вариант башни установочной серии (как минимум 10 единиц, две из которых использовались для "представительских целей", а в дальнейшем для отработки нововведений), отличала законченность формы. Приборы наблюдения и "портики для стрельбы из револьвера" на них располагались строго по оси башни. На плоском, без выштамповки люке, располагался прибор кругового обзора. Часть из этих машин попала в войска и участвовала в боях.


Варианты башен танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)















Следующая серия претерпела изменения - по требованию военных был увеличен внутренний объем башни. Для этого, линию изгиба боковых листов сместили назад, из-за чего бортовые приборы наблюдения оказались на плоскости, сориентированными вперед, под небольшим углом. Таких машин в последних числах июня - первых числах августа 1940 года было выпущено немного (предположительно 16).
Перенос радиостанции из башни в корпус - это было одним из требований военных еще при испытании А-34, но реализовали его уже в ходе производства.
Следующий вариант имел увеличенный люк, с выштамповкой над головой командира.
Броневые детали для сварных башен изготавливались в Мариуполе. Здесь, совместно с НИИ №48 и другими организациями. внедрили в производство литую башню По снарядостойкости новое изделие не имело преимуществ, а по массе было тяжелее прежнего. Но литье позволяло значительно увеличить объем выпуска танков. С 1-го -октября 1940 года была принята к поставке литая башня Мариупольского производства.
Внешней особенностью этого типа стало то, что скос верхней крышки кормовой ниши исчез. За счет этого увеличилась высота заднего люка для демонтажа орулия. который продолжал крепиться на четырех болтах, как и раньше.
На первых литых башнях бронировка бортовых приборов наблюдения была выполнена заодно с башней, но вскоре от такого новшества отказались, унифицировав эти элементы со сварной башней. Затем с крышки люка убрали смотровой прибор кругового обзора. Отверстие в люке, в этом случае заваривалось круглой заглушкой.


Танк Т-34 с литой башней (нажмите,чтобы увеличить)
















Литые и сварные башни выпускались параллельно, поэтому, когда в марте 1941 года на танках Т-34 стали устанавливать пушки Ф-34, ими оснащались оба типа башен и в том и в другом случае справа и слева приваривались защитные гребни.
В это же время были утверждены чертежи новой башни. Наибольший диаметр башенного кольца (в нижней части увеличили с 1764 до 1785 мм).

Параллельно со сварной, с осени 1940 года выпускались машины с литой башней. Первый вариант литой башни практически полностью повторял сварную, но не имел уклона в задней части крыши. На первых экземплярах была попытка отливать бронировку боковых приборов наблюдения заодно с башней. Поверхность обрабатывалась очень тщательно, поэтому ни литьевого стыка, ни следов от литников на ней практически не оставалось. Задний люк крепится на четырех болтах.На некоторых литых башнях встречается люк старого образца.на шести болтах и люк с выштамповкой посередине.
На ранних башнях петли люка крепились к крышке клепками, а к крыше башни (для возможности демонтажа) - на болтах. На более поздних люках вместо клепки применялась сварка. Крепление заднего люка было усилено не только на литых, но и на сварных башнях, производство которых не прекращалось.В таком виде танк выпускался как минимум до июня 1941 года.
В последние месяцы работы завода №183 в Харькове выпускались танки, оснащенные только одним прибором наблюдения и люком без выреза под прибор кругового обзора.
Был разработан новый тип бронировки вентилятора, но в полной мере, эти новшества были реализованы уже на СТЗ, который принял на себя в этот период основную нагрузку по производству Т-34.
В октябре 1941 года завод продолжил свою работу уже на Урале...

СТАЛИНГРАДСКИЕ БАШНИ.

Танк Т-34 Сталинградская башня (нажмите,чтобы увеличить)

Первые сталинградские башни собирались из мариупольских комплектующих и внешне не должны были отличаться от харьковских образцов. С июля - августа 1941 года сталинградские машин получили некоторые усовершенствования, которые уже начали реализо-вывать на харьковском заводе перед эвакуацией. Была изменена конструкция вентилятора - его крышка теперь откидывалась на внешней петле вперед, а на следующем этапе,новая крестообразная крышка крепилась неподвижно. В этот период прибор наблюдения заряжающего, из-за острого дефицита,монтировался не на все машины. В таких случаях, отверстие для его установки прикрывала заглушка.
В этот период по всем заводам сложилась критическая ситуация с башенным производством. Дефицит был настолько острым, что башни производства заводов второго эшелона распределял лично нарком танковой промышленности.
До осени 1941 года конфигурация башен не менялась. В сентябре 1941 года на заводе №264 приступили к разработке нового способа раскроя бронелистов и сборки башен (аналогично корпусам), который был освоен к концу года. Этот метод исключал операцию по изгибу кормовой части бортовых листов башни. Такой образец был утвержден к производству 17 сентября 1941 года. С декабря 1941 года СТЗ выпускал танки с новой башней.
Основной ее особенностью была увеличенная задняя стенка, закрепленная восемью болтами, крестообразный вентилятор и бронировка боковых приборов наблюдения с вырезами, обеспечивавшими лучший обзор. Новый тип бронировки устанавливался не на все башни - использовался задел деталей старого образца, поэтому на машинах этого периода встречаются бронедетали обоих типов. Изменилась конструкция и нижней задней части башни - теперь она состояла не из одной, а из трех деталей. Появился и правый прибор наблюдения, характерной формы. Такой же прибор встречается на Т-60 и KB этого времени выпуска.
На некоторых машинах встречается новый люк увеличенной толщины (с выштамповкой посередине), однако, до выработки запаса люков старого образца, на танки устанавливали вперемешку оба типа. Для крепления петель к башне применялась сварка. Это усложняло демонтаж люка, в случае необходимости, но даже такое упрощение, было крайне важно в тот период.
Очередным этапом развития стало применение шипового соединения в конструкции башни. К апрелю 1942 года бала разработан новый вариант передней части башни - появились так называемые косынки, исключавшие рикошетирование снарядов в область погона.
Одновременно было введено изменение способа крепления задней стенки башни (что было связано с новым способом демонтажа пушки, разработанным сормовичами) - как и на сормовских танках, она стала выполняться несъемной. На корпусах таких машин приваривались специальные упоры.
На люках танка Т-34 с пушкой Ф-34 приборы кругового обзора не устанавливали, но в заготовках уже был высверлен центр отверстия, который заваривали, иногда вставив в это отверстие болт подходящего размера.

Маска орудия, тоже, претерпела изменения: она теперь состояла не из правой и левой половин, а из верхней изогнутой и плоской нижней части. Плоской, без изгиба, стала и передняя часть, что привело к появлению выступающей вперед скулы. Сам щиток маски, стал короче снизу, и это избавило от необходимости изгибать его по форме башенного погона. Известно, что существовало два типа таких масок.
На этом развитие сталинградской ветви эволюции башен танка Т-34 прекратилось.
В сентябре 1941 года отливки башен (58 штук) и деревянные модели, применяемые для формовки, были эвакуированы в Горький, где видимо, были использованы в собственном производстве.

СОРМОВСКИЕ БАШНИ.

Танк Т-34 Сормовская башня (нажмите,чтобы увеличить)
















На "Красном Сормове", как и на других заводах, работы по изготовлению башен начались с использования мариупольских комплектующих, однако мощное литейное производство позволило сразу же приступить к выпуску собственных башен.
Заводами - смежниками в этой области производства были определены Кулебакский завод, Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты и Новотагильский металлургический завод.
Сормовские башни несколько отличались от мариупольских формой литьевого стыка и более рациональными обводами передней части - она была больше заострена.
Такая мера была, по сути, аналогична сталинградским "косынкам". Предположительно, с февраля 1942 года на танки устанавливали только новый люк, увеличенной толщины, с выштамповкой посередине - к этому времени запас люков старого образца был полностью израсходован. В этот же период была усилена и бронировка маски пушки.

Танк Т-34 с пушкой Ф-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Кормовой люк, для демонтажа пушки, создавал ряд проблем в производстве. Механическая обработка его ниши на отливке - это дополнительная технологическая операция, а значит и время, затраченное на производство одной башни.
Поскольку необходимость замены орудия в войсках возникала крайне редко, от люка решили отказаться, а пушку монтировать через погон. Сначала башню установили на специальный стенд, оснащенный спереди упорными планками, и отработали всю операцию по монтажу, а затем и демонтажу пушки.
На следующем этапе была отработана та же процедура, но применительно к полевым условиям. Парой домкратов, со специальными захватами, башня была приподнята, потом под нее подложили деревянные упоры, и постепенно, добавляя брусья и перестав-
ляя домкраты, выжали башню на требуемую высоту.
Этот метод, предтоженный начальником сектора вооружения Сормовского завода А.С. Окуневым, был принят и используется почти без изменений на многих типах современных танков.
С 1 марта сормовские танки Т-34 шли уже без кормового люка, но с небольшими дополнениями - в месте установки домкратов появились бонки для их фиксации, а спереди на корпусе, непосредственно под гребнями маски, два упора. Защитная планка, предотвращавшая соскальзывание башни вперед, их не заменяла, а дополняла. Поручни на башне (как и на корпусе) появились в середине 1942 года.
Примерно в это же время была принята литая бронировка командирской панорамы и наблюдательного прибора заряжающего. На некоторых образцах встречаются небольшие приливы местах их установки. В 1943 году изменилась конструкция замка крышки люка. Литьевой номер, сначала трехзначный, а затем, по нарастающей, четырехзначный, обычно наносился в передней части, справа и слева.
Башни такого типа продержались на "Красном Сормове" дольше, чем на всех остальных танковых заводах. В 1943 году, когда другие предприятия, перешли на выпуск шестигранных башен, здесь все еще продолжали отливать башни "раннего" образца.

БАШНИ ЗАВОДА №103 (НИЖНИЙ ТАГИЛ).

Танк Т-34 Нижнетагильская башня (нажмите,чтобы увеличить)
















Первые нижнетагильские танки были оснащены башнями, собранными из эвакуированных комплектующих. В процессе наладки производства на новом месте возникли неожиданные трудности - вагон с материалами по этому разделу был потерян при эвакуации. Из за технической неисправности его надолго загнали в какой то тупик Этот эпизод неоднократно упоминается в мемуарной литературе, и видимо имеет под собой почву. Вероятно, в вагоне находились литьевые модели, и документация, связанная с ними. Эту информацию, конструкторы, во главе с Марком Набутовским, восстанавливали в сжатые сроки, буквально по памяти.
Заформовать башню целиком на имеющихся формовочных столах было невозможно. поэтому, до получения нового оборудования было принято решение делать форму из нескольких элементов. В результате башня потаилась с некоторыми отличиями от предыдущего образца. В ее конструкции были использованы новшества, уже применявшиеся
к тому времени в Сталинграде, а также введен целый ряд собственных усовершенствований. К моменту, когда пропавший вагон был обнаружен, башня была уже готова к производству.
Для комплектации танков этого периода использовались башни кулебакского литья, и,по некоторым сведениям, башни производства УЗТМ. Как бы то ни было, но нижнетагильская башня заметно отличается от предыдущих образцов формой среза верхней части маски пушки и бронировкой бортовых приборов наблюдения, обеспечивавшей больший сектор обзора. Боковые накладки маски пушки стали длиннее. Такой тип башни выпускался в первой половине 1942 года. С конца зимы - начала весны 1942 года началось освоение производства новой, шестигранной башни.

Исключения из правил.

В результате ремонта появлялись порой совершенно неожиданные варианты.
На танке "Комсомолец Забайкалья" штатные боковые приборы наблюдения заменены более поздними, как на шестигранной башне. Большая крышка люка, порой открытого в бою, часто получала повреждения.
Грибки вентилятора тоже часто повреждались в боях. При ремонте Т-34 со сварной башней выпуска 1941 года, колпак вентилятора - грибка, заменили более поздним, крестообразным, но поместили его, естественно, на прежне месте, над отверстием - справа от оси башни. Такой образец установленный как памятник в Познани, создал у многих неправильное представление о штатном размещении крестообразного вентилятора.
Не стоит упоминать о многочисленных "ляпах" возникших при не очень правильном восстановлении сохранившихся образцов, стоит лишь заметить, что признаками индивидуальности (в той или иной степени) обладает практически каждый танк.
Оснащались танки с ранним типом башни и 57 мм орудием. Существовало большое количество опытных машин на базе старых, отработавших ресурс танков. Множество башен использовалось как ДОТы при строительстве оборонительных сооружений.
Башни сормовского производства, шедшие на бронекатера, как правило, не имели отверстия для установки приспособления по проверке отката, расположенного на задней стенке башни, а при установке на бронепоезде оснащались скобой-ручкой на крышке люка.

Бронировка приборов наблюдения МК-4, конструкция которых была позаимствована с английских машин.
Фальшивые перископы. Их устанавливали на башне справа, чтобы по внешнему виду противник не мог бы отличить командирскую машину, на которой стояло два прибора наблюдения.
Первоначально планировалось, что их форма будет повторять настоящий прибор, но в процессе производства они были упрощены до обрезка трубы, открытого сверху.

ШЕСТИГРАННЫЕ БАШНИ.

Танк Т-34 опытные башни (нажмите,чтобы увеличить)
















Шестигранные башни танка Т-34 были внедрены в производство весной 1942 года, а прекращен их выпуск был в 1944 году. Поскольку танки в это время с большой степенью унификации производили параллельно три завода, такой тип башни стал наиболее массовым в годы войны.
Изменения в конструкцию вносились систематически, регулярно и с небольшими промежутками во времени. Если некоторые из них, в особенности те, что влияли на боевые качества танка в целом, можно отследить по документам и датировать, то, что касается конструктивных элементов, не имеющих значения для военных, сделать это можно лишь приблизительно.
Бросающиеся в глаза особенности, такие как наличие литьевых стыков, острые или скругленные кромки и многое другое, не влияли на боевые качества танка. Поэтому не требовалось согласование с военными представителями.
Такие изменения оформлялись внутренними распоряжениями по заводу, иногда даже устно, а упоминаний о них найти теперь просто невозможно. Например, это касается так называемых "литьевых швов" и фактуры поверхности башни.
Форму для отливки верхней части башни изготавливали по деревянной модели, из нескольких элементов формовочного песка.
Они состыковывались вручную, при этом кромки иногда обрушивались, образуя на отливке характерный рисунок. Эти особенности практически невозможно отследить по архивным документам, за то по ним можно отследить, как менялась технология литья башен.
Первоначально они формировались из большого количества мелких элементов, затем из четырех - двух верхних и двух нижних, затем появляются башни без стыков. Эти "швы" удалялись с различной степенью тщательности. На некоторых образцах поверхность очень чистая, на других она просто нетронутая после извлечения из формы. На некоторых, литье даже передает раскрой досок
и фактуру древесины, из которой была сделана модель! (Видимо, именно это породило легенду о бетонных башнях, десятилетиями муссировавшуюся в различных источниках.)
Кроме того, незначительно, но отличалиа между собой и формовочные модели, приме няемые одновременно на одном и том же ли тьевом производстве. Их заменяли по мере из носа, ремонтировали, и в результате всего вы шесказанного практически каждая башня была в чем-то уникальна (в технической документации к ним указаны лишь основные раз меры, такие как расстояния между условными гранями).
Тем не менее, попробуем проследить закономерности эволюции шестигранной башни

ШЕСТИГРАННЫЕ БАШНИ ЗАВОДА №183.

Танк Т-34 башни завода №183 (нажмите,чтобы увеличить)

Первыми к их выпуску приступил завод №183 в Нижнем Тагиле. Проблемы с освоением массового литья, привели к тому, что рассматривался вариант изготовления сварной шестигранной башни, но он не был реализован в металле.
Ранний вариант литой шестигранной башни не имел на бортах отверстия для стрельбы из личного оружия. Поручни для десанта в то время еще не устанавливали. Первые машины несли только один прибор наблюдения в бронировке старого типа. Два круглых люка не имели отбортовки.
Казалось бы, что с освоением производства, каждое новое изменение должно быть логическим шагом вперед, однако на практике все было не столь однозначно. Острая прямая кромка в передней части башни вскоре приобретает некоторый изгиб, а затем и плавное скругление, несколько улучшившее контур башни. Башни такого типа встречаются с различными радиусами скругления углов. Так, у машины "Московский Пионер", представленной в Кубинке, грани, на виде сверху, довольно острые. На некоторых машинах прослеживается четкая грань на кромках лобовой проекции башни.
С 1943 года, экипажу вернули бортовые отверстия для стрельбы из личного оружия - курс на упрощение конструкции сменился борьбой за качество. Такие изменения в первую очередь принимались и отрабатывались на головном предприятии, и лишь потом вводились на других заводах. А так, как отливки башен,изготовленные смежниками по более ранней документации, поступали на сборку в тот момент, когда изменения были уже приняты, это приводило к большому разнообразию во внешнем облике машин из одной партии.

Танк Т-34 башни с командирской башенкой (нажмите,чтобы увеличить)














Между люками появилась съемная вставка, предназначенная для того, чтобы увеличить проем люка при выполнении ремонтных работ (например, таких как замена баков) и облегчить загрузку боеприпасов. Однако от такого новшества отказались предположительно во второй половине 1943 года - замена крупногабаритных узлов проводилась довольно редко, в заводских условиях или в полевых мастерских, где, как правило, была возможность демонтировать башню. Загрузка же боеприпасов обычно производилась через люк механика-водителя.
Для облегчения открытия - закрытия люка внутри башни устанавливаются торсионы. Предположительно в начале 1944 года на люках появляется отбортовка. С введением в серийное производство командирской башенки изменилась геометрия крыши башни правый люк заметно сместился относительно прежнего положения.

Танк-истребитель Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

На крыше башни командирских машин устанавливали два таких кожуха, и для того, чтобы они не выделялись на общем фоне, на остальные танки стали устанавливать бутафорский прибор. Согласно чертежей он должен был быть очень похожим на подлинный - такая же "ножка" и "шляпка", в виде усеченного конуса, только выполненные из тонкого металла. Однако не удалось найти ни одного фото с таким образцом. Производственники, видимо посчитав, что трудоемкость бутафории сравнима с трудоемкостью изготовления оригинала, заменили эту конструкцию согнутой из листового металла трубой, высотой 200 -210 мм, открытой сверху. Такой "стакан" встречается на многих машинах.
С появлением на командирской башенке прибора МК-4 (конец 1943-го - начало 1944 года), на многих машинах экипажи переставляли этот прибор на место бутафории, а отверстие в командирской башенке закрывали заглушкой на болтах. Эта, в общем то нехитрая мера, несколько ухудшив условия работы командира, улучшала обзорность танка в целом.
Башни завода №183 служили прототипом для других заводов, и все новшества, вводимые на головном предприятии, должны были автоматически повторяться дочерними производствами, по прошествии небольшого (порядка месяца) промежутка времени, достаточного для прохождения документации.
Тем не менее, башни других заводов имели свои особенности. Стоит упомянуть и о цельнолитых башнях. В 1942 году, Кулебакским заводом было изготовлено 62 башни для Т-34М, не пошедшего в серию. Эти башни были значительно сложнее в производстве, и не получили широкого применения. Тем не менее, уже готовые отливки были использованы на серийных машинах. Для любой другой страны, серия в 60 машин была бы новым типом танка, но, учитывая массовость, для танка Т-34, такое количество танков - всего лишь малоизвестный эпизод.

Летом 1942 года СТЗ продолжил получать отливки башен с Кулебакского завода, где они оснащались по "сталинградскому" типу -
На заключительном этапе производства, во второй половине лета 1942 года, танки выходит с завода не только без радиостанций и ЗИП, но и без крыльев.

ШЕСТИГРАННЫЕ БАШНИ ЗАВОДА №112.

К производству шестигранных башен Сормовский завод подошел только к 1943 году. Комплектуя ряд машин переходной серии уральскими башнями (как литыми, так и штампованными), завод осваивал производство башен новой формы.

Характерной особенностью Сормовских башен является довольно колоритная, грубая обрезка литников. Командирская башенка выполнялась из полосы, свернутой в кольцо, с последующей обработкой верхних кромок. Такая башенка имеет цилиндрическую форму с небольшой фаской в верхней части. С правой стороны, сварной шов прикрывала накладка, которую легко принять за заплатку. Тем не менее, она встречается на всех башенках такого типа. Довольно характерны и приливы, вокруг портиков для стрельбы из лич-
юго оружия. Башни огнеметных танков, знешне, отличались антенным вводом в задней стенке башни.
Сормовские шестигранные башни не отличаются большим разнообразием типов, по-кольку уже с зимы 1944 года завод первым приступил к серийному выпуску танка Т-34-85. С крыши шестигранных башен последних серий (производимых параллельно с танком Т-34-85) были упразднены рым - болты. Вместо них на боковых стенках имелись крючья, аналогичные тем, что устанавливались на Т-34-85.

ШТАМПОВАННЫЕ БАШНИ.

Появление штампованных башен было обусловлено постановлением ГКО № 2120, предписывавшем увеличить вдвое производство башен на УЗТМ к 1 октября 1942 года.
Поскольку увеличить объем производства литых башен возможности уже не позволяли мощности завода, было принято нестандартное решение - использовать для их штамповки 10000 тонный пресс "ШЛЕМАН".
На танках этой серии устанавливались литые катки и ведущие колеса (безроликового типа) разработки завода №183- Не смотря на ряд преимуществ, полученных при производстве, такой вариант ходовой части крайне негативно сказывайся на эксплуатационных характеристиках, имел небольшой собственный ресурс и значительно снижал ресурс силовой установки.
Такие машины выходили с предприятий в пиковый период кризиса: установлен только ящик орудийного ЗИП.Для остального ЗИП даже не приварены скобы.

Танк Т-34 штампованные башни УЗТМ (нажмите,чтобы увеличить)

Появились поручни для десанта - но пока только на башнях. По мере улучшения ситуации появилась возможность установки обрезиненного катка - сначала только переднего, и нового ведущего колеса с роликами.
Следующим признаком улучшения ситуации стала установка обрезиненных катков спереди и сзади. В этот период поручни для десанта устанавливались и на корпусе.
На машинах этой серии третий каток тоже с резиновым бандажом. В ЗИП включена пила танкам все чаще приходилось действовать в лесистой местности, характерной для запада России, Украины и Белоруссии.
Под руководством главного конструктора Горлицкого Л.Е. конструктором Вархрушевым И.Ф. и технологом Ананьевым B.C. ,была разработана конструкция штампованной башни. Первоначально планировалось использовать для их производства 60 мм прокат, но из-за дефицита, была опробована штамповка башни из стали толщиной 45 мм.
Артиллерийские испытания показали, что по качеству новый образец даже превосходит обычную литую башню. С 1 октября 1942 года такими башнями, параллельно с литыми, на-
чали комплектовать ганки собственного производства. В декабре 1*43 года в конструкцию башни были внесены изменения - увеличен внутренний объем. Объем производства позволил отправлять излишек башен на заводы № 183 и 'Красное Сормово*, где они использовались для производства линейных и огнеметных танков.
Любопытно сравнить боковую проекцию штампованной башни и башни опытного Т-34С. На обоих типах бросается в глаза вы-штамповка. в нижней части кормовой части и угол наклона задней стенки. Оба этих элемента обеспечивали посадку командира танка, при установке командирской башенки,аналогичной Т-43. Очевидно, что этот конструкторский задел предусматривал такое развитие машины.
Все изменения, имевшие место на литых башнях, коснулись и штампованных. Это касалось и перемычки между люками, и командирской башенки с двустворчатым люком, и рым-болтов. Обрезка нижней кромки башни была весьма разнообразна. Утяжины на боковых стенках, тоже прибавляли башням индивидуальность. Характерным для этого типа было расположение колпака вентилятора - прорезью вперед, и углубления, для приборов наблюдения в крыше башни. Эти углубления обеспечивали плоскостность и определенную высоту расположения приборов.
Даже после прекращения производства Т-34 на УЗТМ, до 1 марта 1944 года заводам-смежникам было отгружено 20б2(по другим источникам 2050) башен.

АНТЕННЫ.

Антенна - то, что отличало по внешнему виду командирский танк от линейного в первый период войны. Это был серьезный недостаток, не позволявший осуществлять управление подразделением в полной мере - командир подразделения имел радиосвязь с командованием, а остальные машины получали от него сигналы флажками и ракетами, что в боевой обстановке было весьма малоэффективно. В дальнейшем, радиостанциями стали оснащать все танки Т-34.
На машинах первых серий антенный ввод располагался на крыше башни. На более поздних танках антенный ввод находился на правом борту.
В огнеметных танках Т-34 антенный ввод был расположен в задней стенке башни. При помощи специального рычага антенна могла быть поднята в вертикальное положение или уложена вдоль крыла. Вот цитата из "Руководства..." издания 1943 года:

"Антенное устройство, состоящее из основания с амортизатором и четырёхметрового штыря из четырёх звеньев.
Радиостанция работает на штыревую антенну высотой от 1 до 4 м. При работе на полную штыревую антенну обеспечивается двухсторонняя связь телефоном между двумя движущимися танками на расстоянии 18 км.
Во время стоянки танков с заглушёнными моторами дальность связи возрастает до 25 км.
При работе на неполную штыревую антенну радиостанция обеспечивает следующие дальности связи:

1) при высоте антенны в 1 м (один штырь) во время движения обоих танков - ДО 3 км;

2) при высоте антенны в 2 м (два штыря) во время движения обоих танков - до 8 км, а при заглушённых моторах - до 10 км;

3) при высоте антенны в 3 м (три штыря) во время движения обоих танков - до 12 км.

При поломке антенны или в случае необходимости установить радиосвязь на большие расстояния необходимо подвести танк к ближайшему высокому предмету (столбу, высокому дому, дереву или другой какой-либо опоре) и подвесить антенну из отдельного провода, изолировав её от указанной опоры. При этом свисающий конец антенны нужно натянуть и соединить с антенным выводом на танке. Этот конец антенны должен быть тщательно изолирован от корпуса танка ".

Итак, антенна - самая верхняя точка танка. Но история танка Т-34 на этом не заканчивается. Следующий этап в развитии этой конструкции - серия не похожих друг на друга танков под общим именем Т-34-85, и огромное количество машин на его базе...

Благотворительный портал - отдам в добрые руки котенка

4 комментария:

Сергей Кирсанов комментирует...

Уважаемые Господа!
Моя фамилия Кирсанов, и здесь процитирована практически полностью моя книга Т-34 снизу доверху. Автор - Автор: godbash
Кто нибудь может мне объяснить что происходит?
С уважением, С.Кирсанов s-kirsanov@vfil.ru

Анонимный комментирует...

"Тигр" не применул этим воспользоваться - громыхнул выстрел и наш танк вспыхнул,однако, экипаж продолжал сражаться, советские танкисты на полной скорости устремились навстечу немецкому "чудовищу" и протаранили его в бок. Оба танка взорвались...
по моему вранье просто, после выстрела Тигра т-34 просто разваливался, а если вспыхнул! то сгорал мгновенно!

godbash комментирует...

Смотря куда снаряд "Тигра" попадет в Т-34 да и часто бывало что 88-мм снаряд прошивал советский танк насквозь и взрывался либо в моторном отсеке или проходил навылет!

Анонимный комментирует...

Интересно где автор взял, что у Т34, на момент сравнения с ТIII, был экипаж в 5 человек (было 4, пятый появился в Т34-85). А в принципе правда. Т34 был слепым как котенок и не мог реализовать свои преимущества + плохое качество снарядов, прицелов, трансмиссии и т.д. Т34 все равно взял своей массовостью, дешевизной и по совокупности параметров был лучшим танком, в своем классе.