суббота, 22 мая 2010 г.

"Тридцатьчетверки" в битве за Москву.

Успешные оборонительные операции Красной Армии под Москвой были одним из поворотных моментов Второй Мировой войны и именно в этих сражениях танки Т-34 впервые в полной мере продемонстрировали свои выдающиеся боевые качества. Среди наиболее отличившихся частей выделялась 4-ая танковая бригада, вскоре переименованная в 1-ую гвардейскую танковую бригаду.



Танк Т-34
-76 образца 1941 года.

В первых числах октября вновь сформированная 4-ая танковая бригада под командованием полковника М.Катукова, только что переброшенная под Москву, получила срочный приказ выдвинуться к Мценску и закрыть танковым колоннам Гудериана дорогу на Тулу.
В авангарде танковой армии Гудериана находилась 4-ая танковая дивизия, которой командовал генерал фон Лангерманн. 3-го октября танки этой дивизии столь внезапно ворвались в Орёл, что на улицах всё ешё ходили трамваи. Впереди лежало открытое пространство. Путь на Москву был, по существу, открыт. Бригада Катукова с её 50-ю танками оказалась единственной танковой частью, ставшей на пути дивизии Лангерманна. Катуков действовал без промедления. Выставив приданный ему стрелковый батальон в качестве оборонительного заслона, он выдвинул вперёд танковые засады. Когда утром 6-го октября колонна немецких танков выступила из Орла, "тридцатьчетверки" нанесли ей столь свирепый фланговый удар, что более 30 немецких танков остались догорать на поле боя. Не развивая начального успеха, Катуков затем отступил, благоразумно решив, что сохранение бригады важнее, чем героическое, но гибельное для неё наступление против целой танковой армии противника. Его потери неизвестны, но Гудериан. осматривая поле боя тремя днями позже, сосчитав подбитые танки,заметил: "Русские ..понесли значительно меньшие потери, чем они нанесли нашим танкам..." И мрачно добавил: "Они научились воевать".


Т-34 11 танковой бригады.Январь 1942 года.Битва за Москву.

Немцы обнаружили, что в танковых дуэлях Т-34 имеют особенно ощутимое тактическое превосходство над PzKpfw IV (нe говоря уже о PzKpfw III и более старых танках), короткоствольное 75-мм орудие которого было способно вывести из строя русский танк лишь в случае прямого попадания в корму, где находится вентиляционная, решетка, прикрывающая двигатель, тогда как снаряд русской 76,2-мм пушки почти при любом попадании пробивал и уничтожал как PzKpfw III, так и PzKpfW IV. Гудериан записал в своём дневнике: "'Это был первый случай, когда огромное превосходство Т-34 над нашими танками стало совершенно очевидным... От стремительного наступления на Тулу, запланированного нами,временно пришлось отказаться". Генералу Лангерманну действительно пришлось задержаться на два дня. Затем он снова двинулся к Мценску. Временами шёл снег и таял, упав на землю. Грязь делала возможным движение лишь по шоссе, и танки и автомашины шли со скоростью около 10 км/ч. Вечером 11-го октября, когда передовые части дивизии вступили в охваченное пожаром предместье Мценска, дивизия растянулась по шоссе километров на двадцать, а приданная ей артиллерия и пехотные части оказались почти за пределами радиосвязи. Именно этот момент Катуков выбрал для нового контрудара. Выкрашенные белой краской "тридцатьчетверки" 4-ой бригады как привидения появились на флангах немецкой колонны, рассекли её на части и уничтожили. Через несколько часов дивизия Лангерманна была, по существу разгромлена. Башенные стрелки 4-ой танковой дивизии, боевой дух которых был надломлен ещё в первом столкновении с бригадой Катукова, вновь видели, как их снаряды просто отскакивают oт покатой брони советских танков. Немецкий младший офицер-танкист сделал следующий вывод: "... нет ничего более ужасного, чем танковый бой против превосходящих сил. Численный перевес здесь не причем, мы к этому привыкли. Но когда у противника танк лучше, это - страшно. Ты даёшь полный газ, но твой танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки такие быстрые, на близком расстоянии они успевают взмахнуть на холм или проскочить болото быстрее, чем ты можешь развернуть башню. И сквозь шум, вибрацию и грохот ты слышишь удар снаряда в броню. Когда они попадают в наши танки, по большей части раздастся глубокий затяжной взрыв, а затем ревущий гул вспыхнувшего бензина, гул, слава богу, такой громкий, что мы не слышим вопли экипажа..." Редко когда значение технического превосходства было бы продемонстрировано столь убедительно.
Немцы даже создали специальную техническую комиссию для изучения новых советских танков. После боёв под Мценском в дневнике Гудериана появилась следующая запись:"Я составил доклад по поводу этой новой для нас ситуации и направил его командованию группы армий. Я описал без обиняков явное превосходство Т-34 над нашим танком PzKpfw IV и сделал соответствующие выводы, как это в будущем должно отразиться на производстве наших танков. В заключении я подчеркнул необходимость немедленной присылки на мой участок фронта комиссии, составленной из редставителей управления вооружения сухопутных войск, министерства вооружений, конструкторов танков и танкостроительных фирм... которая могла бы осмотреть уничтоженные танки на поле боя... и выслушать советы танкистов, которым приходится пользоваться этими танками, что следует предусмотреть в конструкции наших новых танков. Я также попросил о быстром налаживании производства противотанковых орудий, обладающих достаточной пробивной силой, чтобы вывести из строя Т-34.
Успешные действия "тридцатьчетверок" под Москвой были важны в том плане, что они задержали продвижение немецких войск до прихода зимы и выиграли время, необходимое для обороны и решающего контрудара. Такие же небольшие по численности, но грозные по своей эффективности группы Т-34 внезапно появлялись на флангах немецких танковых дивизий, легко спускались с холмов на своих широких гусеницах, наносили урон врагу и снова исчезали в ранних зимних сумерках.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

интересно , что четверки у гудериана были FI, а у них броня никак не меньше 34ки