Т-34-85.
После окончания Второй мировой войны танк Т-34-85 довольно долго — почти до середины 1950-х годов — составлял основу танкового парка Советской Армии: танки Т-44 поступили на вооружение в ограниченном количестве, а Т-54 слишком медленно осваивался промышленностью.
Поэтому танки Т-34-85 в 1950-е годы в ходе проведения капитальных ремонтов прошли модернизацию. В первую очередь, изменения затронули двигагель, который в результате получил наименование В-34-M11.
Были установлены два воздухоочистителя ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли; в системы охлаждении и смазки встроили форсуночный подогреватель; генератор ГТ-4563А мощностью 1000 Вт заменили гeнератором Г-731 мощностью 1500 Вт. Для вождения машины ночью механик-води-тсль получил прибор ночного видения БВИ. При этом на правом борту корпуса появился ИК-осветитель ФГ-100. Прибор наблюдения МК-4 в командирской башенке заменили командирским прибором наблюдения ТПК-1 или ТПКУ-2Б.
Вместо пулемета ДТ был установлен модернизированный пулемет ДТМ,снабженный телескопическим прицелом ППУ-8Т.В укладку личного оружия членов экипажа вместо пистолета пулемета ППШ ввели автомат АК-47. Радиостанция 9-Р с 1952 года заменялась радиостанцией 10-РТ-26Э, а переговорное устройство ТПУ-3бис-Ф — ТПУ-47. Другие системы и агрегаты танка изменений не претерпели.
Модернизированные таким образом машины стали именоваться Т-34-85 обр. 1960 года.
В 1960-х годах танки оснастили более совершенными приборами ночного видения ТВН-2 и радиостанциями Р-123. В ходовой части установили опорные катки, заимствованные у танка Т-44М.
Часть танков в конце 1950-х годов была переоборудована в эвакуационные тягачи Т-34Т, отличавшиеся друг от друга наличием или отсутствием лебедки или такелажного оборудования. Башня во всех случаях демонтировалась. Вместо нее в варианте максимальной комплектации устанавливалась грузовая платформа. На подкрылках монтировались ящики дли инструмента. К носовым листам корпуса приваривались площадки для толкания танков с помощью бревна. Справа в передней части корпуса устанавливался кран-стрела грузоподъемностью 3т; в средней части корпуса — лебедка с приводом от двигателя. Из вооружения сохранялся только курсовой пулемет. Часть тягачей Т-34Т, а также линейных танков оснащалась бульдозерами БТУ и снегоочистителями СТУ.
Для обеспечения ремонта танков в полевых условиях был разработан и серийно выпускался (а точнее — переоборудовался из линейных танков) самоходный кран СПК-5, затем СПК-5/10М. Крановое оборудование грузоподъемностью до 10т позволяло осуществлять снятие и установку танковых башен. Машина оснащалась двигателем В-2-34Кр. который отличался от штатного наличием механизма отбора мощности.
В 1960 — 1970 годах значительное число танков после демонтажа вооружения было переоборудовано в машины химической разведки.
В учебных частях ряда военных округов, в частности в Забайкальском и Дальневосточном, эти боевые машины эксплуатировались до начала 1970-х голов.
В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные голы участия в боевых действиях не принимали. Известны факты боевого применения "тридцатьчетверок" в некоторых "горячих точках" на территории СНГ, например, и ходе армяно-азербайджанского конфликта. Причем подчас для этой цели использовались даже танки-памятники.
За пределами же Советскою Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до последнего времени. К сожалению, указать точное число переданных в ту или иную страну танков этого типа не представляется возможным, тем более, что поставки эти осуществлялись не только из СССР, но и из Польши и Чехословакии.
В 1040 году лицензию на производство среднего танка Т-34-85 приобрела Чехословакия. Ей была передана конструкторская и технологическая документация, обеспечивалась техническая помощь советскими специалистами. Зимой 1952 года первый Т-34-85 чехословацкого производства покинул цехи завода CKD Praha Sokolovo (по другим данным, завода имени Сталина в городе Rudy Martin). "Тридцатьчетверки" выпускались в ЧССР до 1958 года. Всего было изготовлено 3185 единиц, значительная часть которых пошла на экспорт На базе этих танков чехословацкими конструкторами были разработаны мостоукладчик МТ-34, эвакуационный тягач CW-34 и ряд других машин.
Аналогичную лицензию в 1951 году приобрела Польская Народная Республика. Выпуск танков Т-34-85 был развернут на заводе Вumar Labedy. Первые четыре машины собрали к 1 мая 1951 года, при этом часть узлов и агрегатов привезли из СССР. В 1953 — 1955 голах Войско Польское получило 1185 танков собственного производства, а всего в Польше было выпущено 1380 Т-34-85.
Польские "тридцатьчетверки" дважды модернизировались по программам Т-34-85М и и Т-34-85М2. В ходе этих модернизаций они получили предпусковой подогреватель, двигатель приспособили для работы на различных вилах топлива, были введены механизмы, облегчавшие управление танком, иначе разместили боекомплект. Благодаря внедрению дистанционной системы управления курсовым пулеметом, экипаж танка сократился до 4 человек. Наконец, польские "тридцатьчетверки" оснащались, оборудованием подводного вождения.
На базе танков Т-34-85 в Польше было разработано и выпускалось несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуаиионных машин.
После 1945 года Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Австрии. Албании. Алжире, Анголе. Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане,Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке,Кипре,Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии, Южном Йемене.
Безусловно, в первую очередь эти танки передавались армиям стран-участниц Варшавского Договора. Так, например, при создании Национальной народной армии ГДР, с 1 марта 1956 года немецким войскам было передано 119 танков Т-34. 516 Т-34-85 и 15 тягачей Т-34Т.
По данным справочника "Джейн" на рубеже XXI века танки Т-34-85 еше состояли на вооружении, хранились на складах или использовались как учебные вармиях Кубы, Боснии и Герцеговины, Хорватии,Словении, Конго, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Мали, Мозамбика, Намибии, Сомали, Зимбабве, Сирии, Йемена, Китая, КНДР, Лаоса и Вьетнама.
1 комментарий:
"...В 1040 году лицензию на производство среднего танка Т-34-85 приобрела Чехословакия..." =))
Отправить комментарий