Т-34 пошел в серию.
Серийный выпуск танка Т-34 образца 1939 года планировали развернуть в июне 1940 года на Харьковском Паровозостроительном, а в октябре 1940 года - на Сталинградском Тракторном заводе. Предусматривался выпуск 500 танков в Харькове и 100 в Сталинграде. Однако эти планы были нарушены противоречиями, раздиравшими командование Красной Армии накануне Великой Отечественной войны. Заместитель наркома обороны, маршал М.Кулик противился принятию на вооружение Т-34. Он создал специальную комиссию, в которую назначил своих людей. Комиссия придирчиво изучила танк и буквально завалила различные инстанции требованиями провести доработку танка. Всё это привело к тому, что до 15 сентября 1940 года в части поступило всего три танка Т-34. К счастью у Кулика был противник в лице министра среднего машиностроения Вячеслава Малышева, ответственного за выпуск танков. В свою очередь Малышева поддерживал ряд работников ГАБТУ и руководство ХПЗ. Бюрократическая возня закончилась тем, что в 1940 году удалось выпустить только 115 танков, вместо запланированных 600.
План на 1941 год предусматривал выпуск 2800 танков Т-34. Из них 1800 планировали изготовить на ХПЗ, а 1000 на СТЗ. Хотя придирки Кулика к конструкции Т-34 были вызваны прежде всего личными амбициями, среди предложений комиссии оказалось несколько действительно дельных. В первую очередь это касалось подвески. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размещенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже применяли на танках KB и Т-50, была более компактной и эффективной. В мае 1941 года Совет Народных Комиссаров приказал провести модификацию танка и выпустить 500 модифицированных машин сверх предусмотренных планом 2800. Кроме подвески, в конструкцию танка внесли следующие изменения: толщина брони новой машины была увеличена до 75-мм, а диаметр основания башни расширили до 1600-мм. Кроме того, на модифицированный танк установили командирскую башенку. Морозовское КБ присвоило модифицированному Т-34 индекс Т-34М. Однако в связи с началом войны Т-34М не был запущен в серийное производство.
Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, конструкторы В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (толщина брони до 52-мм), вместо прежней башни, которую сваривали из прокатанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проще. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и начиная с этого времени новые башни устанавливались на танки наряду со сварными. Конструкторы танка также были неудовлетворенны характеристиками пушки Л-11 калибра 76,2-мм, которая устанавливалась на Т-34 решением ГАБТУ. Для её замены испробовали много различных артиллерийских систем, включая противотанковую пушку ЗиС-4 калибра 57-мм и старую 45-мм танковую пушку. Внимание конструкторов привлекла новая пушка Ф-32, разработанная коллективом под руководством В. Грабина для тяжёлого танка КВ. Эта пушка была более эффективна благодаря длинному стволу и соответственно более высокой начальной скорости полёта снаряда. Весной 1940 года Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро под руководством Грабина приспособило пушку Ф-32 для установки в танк Т-34, а к концу года разработало новую пушку Ф-34 с ещё более длинным стволом (42 калибра). Бронебойный снаряд этой пушки массой 6,30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на расстоянии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69-мм и 61-мм. С новым орудием масса машины возросла до 26,5 тонн. К сожалению ни Главное Артиллерийское Управление (ГАУ), которое возглавлял все тот же Кулик, ни ГАБТУ не поддержали новую пушку. Тогда Грабин вместе с директором завода А.Еляном по собственной инициативе развернули серийный выпуск Ф-34 параллельно с Л-11. Первые Ф-34 изготовили в январе 1941 года, а уже в феврале их начали устанавливать на танки. Эта модификация танка, которую обычно называют Т-34 образца 1941 года, так не была официально признана, и только летом 1941 года, уже после начала войны, когда из частей пришли положительные отзывы о новой пушке, Ф-34 была, наконец, принята на вооружение. Следует отметить, что для проведения официальных испытаний этого орудия понадобилось всего пять дней, и уже к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменила на танках неудачную Л-11.
пятница, 21 мая 2010 г.
Танк Т-34.Первые модификации.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий