Начало боевого пути танка Т-34.
Хотя до июня 1941 года было выпущено 1225 "тридцатьчетверок", к началу войны в боевые части поступило только 967 танков. Остальные машины находились ещё на заводах или на пути к месту назначения, а также в танковых школах. В 1941 году в Красной Армии шла большая реорганизация бронетанковых войск, вызванная прежде всего успехами немцев в 1939-41 годах и неудачными действиями советских танковых частей в Финляндии. В августе 1940 года началось формирование девяти больших механизированных корпусов, а в апреле 1941 года было принято решение о формировании ещё 21-го подобного соединения. Формирование корпусов планировали завершить к концу 1942 года. Это были гигантские и неуклюжие формирования, построенные по образцу немецких "Panzergruppe".
В состав корпуса входили две танковые и одна мотопехотная дивизия. Каждый корпус должен был состоять из 1031 танка. В июне 1941 года многие из этих корпусов существовали только на бумаге. Так, 14-ый механизированный корпус, входивший в состав войск Западного фронта, согласно штатному расписанию должен был иметь 1025 танков, в том числе Т-34 - 420 штук и КВ-1 - 126 штук. В действительности же корпус располагал всего лишь 508 легкими танками БТ. Но даже и эти танки корпус получил только в конце апреля. Из 160 танков 19-го механизированного корпуса генерал-майора Фекленко, только два танка были Т-34, а остальные- Т-26 и БТ. К началу войны только пять из недавно сформированных корпусов успели получить значительное количество средних танков Т-34 и тяжелых KB: в 4-ом механизированном корпусе (Киевский особый военный округ) и в 6-ом механизированном корпусе (Западный особый военный округ) более половины танков приходилось на новые типы, а в 3-ем, 8-ом и 15-ом механизированных корпусах находилось более 100 KB и Т-34. План реорганизации бронетанковых войск был стишком велик, танков не хватало, поэтому в мае 1941 года командующий бронетанковыми войсками приказал оснастить 50 танковых полков буксируемыми противотанковыми пушками, чтобы эти части сохраняли хоть какую-нибудь боеспособность до тех пор, пока не получат новые танки.
К моменту нападения фашистской Германии на Советский Союз в механизированных корпусах находился 19221 танк, подавляющее большинство которых составляли легкие танки БТ. ( К 22 июня 1944 года в 4-ом механизированном корпусе числилось 313 танков Т-34, в 6-ом механизированном корпусе - 238 Т-34. В 3-ем, 8-ом, 15-ом и 2-ом механизированных корпусах находилось, соответственно, 52, 100,71 и 50 танков Т-34).
и Т-26. Для сравнения стоит сказать, что фашистская Германия к началу вторжения располагала 5640 танками, из них в операции "Барбаросса" участвовало 3350. Однако приведенные цифры совершенно не отражают критическое положение, сложившееся в советских бронетанковых войсках накануне войны. Часто забывают, что старые танки, построенные в начале 30-х годов, имели очень ограниченный ресурс. Танки Т-26 и БТ нуждались в капитальном ремонте, в среднем, каждые 100 моторо-часов. К тому же, очень плохо налаженная ремонтная служба не обеспечивала и половины потребности в ремонте танков. Таким образом большинство танков Красной Армии оказалось мало боеспособно и вышло из строя в первые же дни войны.
Новые машины - танк Т-34 и танк KB были технически более совершенны, но и с ними хватало проблем. Из-за некомпетентности маршала Кулика выпуск боеприпасов к новой 76,2-мм пушке был налажен с опозданием и в явно недостаточном объеме. К началу войны потребность в боеприпасах для Т-34 и KB оказалась удовлетворена всего на 12 процентов. На большинстве танков вовсе не было бронебойных снарядов, а некоторые экипажи вступили в бой даже не имея полного боезапаса. На новых машинах вскоре выявились дефекты сцепления и коробки передач, а для ремонта не было ни времени, ни возможности: наращивая выпуск новых танков, совершенно не позаботились о достаточном снабжении войск запасными частями.
Всё это неизбежно привело к тому, что механизированные корпуса оказались практически небоеспособны и были разгромлены в первые же дни войны. Только 4-ый механизированный корпус, в котором с августа по октябрь 1940 года проводились учения с целью отработать тактику применения новых танков, был способен оказать существенное сопротивление противнику. В апреле 1941 года 10-ая дивизия, которая имела боевой опыт, была переформирована в 15-ый механизированный корпус. Место 10-ой дивизии заняла только что сформированная 32-ая дивизия. Многие офицеры были репрессированы - в частях некомплект командного состава достигал 50 процентов. На должности командиров корпусов назначались люди с сомнительным прошлым, как например командир 19-го корпуса Н.В. Фекленко, показавший свою полную бездарность, командуя стрелковым корпусом на Халхин-Голе, а командира 17-го механизированного корпуса И.Н.Хабарова за проступки в Финляндии в 1940 году предали военному суду. Командиры корпусов были моложе и имели гораздо меньше опыта, чем их немецкие противники. В лучшем случае они могли командовать лишь дивизий, да и то в более спокойное время. Ещё хуже обстояли дела с сержантским составом - некомплект достигал 60-80 процентов.
Т-34 являлся совершенно новым танком, а некоторые экипажи получили свои машины буквально за несколько дней до начала войны, причем четверть личного состава частей была весеннего призыва и не имела вообше никакой военной подготовки. В результате многие командиры были рады получить механика-водителя, имевшего три-пять часов опыта вождения танка.
Вопреки распространенному мнению о том, что Т-34 оказался полной неожиданностью для фашистов, немецкая разведка все же располагала некоторыми сведениями о новом советском танке. Дело заключалось в другом. Данные, полученные разведкой, не сообщали полевым офицерам, а те, опьяненные победой над Францией, невысоко оценивали потенциал Красной Армии, особенно после её сомнительного успеха в Финляндии. Уже во время французской кампании 1940 года стало ясно, что немецкие танки уступают французским "Char-1bis", но зато немцы превосходят французов по уровню подготовки экипажей и в тактике. Такая же ситуация возникла и в 1941 году.
Немцы столкнулись с танками Т-34 в первый же день войны."Чудо-оружие, - говорилось в одном немецком докладе о Т-34,- сеящее cтpax и ужас везде, где оно появляется...". "Тридцатьчетверки" повергли в шок немецкую пехоту, поскольку штатная противотанковая пушка калибра 37-мм, состоящая на вооружении фашистской армии, оказалась совершенно бессильна против лобовой брони танка даже на самых близких дистанциях.
пятница, 21 мая 2010 г.
Танк Т-34. Начало боевого пути.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий