четверг, 3 июня 2010 г.

Танк Т-34-85.Описание конструкции.

Т-34-85.Описание конструкции.


Т-34-85.








По своей компоновке, расположению основных узлов и агрегатов танк Т-34-85 был в основном идентичен танку Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34. Отделение управления располагалось в носовой части танка. В нем размещались сиденья механика-водителя и пулеметчика, кулиса коробки передач, рычаги и педали приводов управления, пулемет ДТ в шаровой установке, контрольно-измерительные приборы, два баллона со сжатым воздухом, часть боекомплекта и ЗиП, аппарат ТПУ и др.
Перед сиденьем механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса имелся входной люк, закрываемый броневой крышкой, в которой устанавливались приборы наблюдения.Перед сиденьем пулеметчика в днише танка находился люк запасного выхода, закрываемый крышкой.Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса за отделением управления и в башне.
В последней размещались вооружение танка, прицельные приспособления, приборы наблюдения, механизм поворота и стопор башни, часть боекомплекта, радиостанция, аппараты ТПУ, сиденья командира танка, наводчика и заряжающего.
Основная часть боекомплекта находилась в боевом отделении на днише и около бортов. За съемными бортовыми наклонными листами размешались четыре топливных бака.
Силовое отделение располагалось за боевым и отделялось от него съемной перегородкой.В передней части силового отделения на постаменте устанавливался двигатель. По обеим сторонам от него размешались водяные радиаторы, два топливных бака, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи - по две с каждой стороны. На левом водяном радиаторе был смонтирован масляный радиатор.


корпус Т-34-85 завода №112.











В кормовой части силового отделения за вентиляторной перегородкой размещались главный фрикцион с вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи, два топливных бака и два воздухоочистителя.
Корпус танка Т-34-85 принципиальных изменений, по сравнению Т-34-76, не претерпел. Более того, первые корпуса Т-34-85 завода №112 с пушкой Д-5Т за исключением увеличения погона башни в 1600-мм и связанными с этим компоновочными изменениями копировали "сормовский" корпус Т-34-76 выпуска 1943 года. Антенный выход был смонтирован в корпусе, люки и даже поручни соответствовали машин Т-34-76, который во второй половине 1943 года собирали на заводе №112. Когда в марте 1944 года в Сормово стали делать первые башни с новой пушкой С-53, их устанавливали на тот же корпус образца 1943 года, ликвидировав несколько поручней и "заглушив" отверстие для ввода антенны в правом верхнем бортовом листе. Но в том же марте в производство пошел новый, несколько упрощенный корпус. Так, претерпела изменения передняя балка, которая связывала верхний и нижний лобовые листы. Незначительные изменения произошли в конструкции днища и бортов корпуса, назад был отодвинут топливный бак с левой стороны (по ходу движения), к верхним кромкам корпуса стали приваривать защитные планки, предохранявшие погон башни от поражения пулями и осколками снарядов. Вообще, все танки завода №112 визуально отличались классическими колесами-катками с более толстым (усиленным диском), но без кольца усиления, с ранним типом протектора, а также "полукруглым" видом передней части крыльев. Впоследствии на верхнем кормовом листе стали устанавливаться кронштейны для крепления дополнительных топливных баков, и систем дымопуска.


корпус Т-34-85 завода №112.












Башня представляла собой фасонную стальную отливку, а на ранних машинах завода №112 на ней был отлит порядковый номер.


Т-34-85 с литьевым номером на башне.








В передней ее части имелись амбразуры для установки пушки, спаренного пулемета и прицела. Снаружи и боковым стенкам башни приваривались четыре рыма в виде прутка (на поздних машинах — стандартные типовые рымы) и три поручня. Скобы на задней стенке башни (6 штук) для крепления брезента отсутствовали, так как на ранних машинах брезент крепился на корпусе танка.


Т-34-85 с литьевым номером на башне.





В боковых стенках башни с каждой стороны находилось по одному отверстию для стрельбы из личного оружия, которые закрывались броневыми заглушками и щеколдами. У танков ранних выпусков с пушкой Д-5Т над этими отверстиями имелись смотровые щели, у машин с пушкой С-53 и Д-5Т более поздних выпусков сохранилась смотровая щель только в правом борту башни, у места заряжающего (у Т-34-85 послевоенного производства смотровых щелей в башне не было).
В крыше башни с левой стороны устанавливалась литая командирская башенка цилиндрической формы.


командирская башенка Т-34-85.


В башне с пушкой Д-5Т командирская башенка была сильно смещена вперед (место антенного ввода находилось на корпусе), смотровые приборы были как нового (МК IV), так и старого (командирская панорама ПТК-5) типов. При установке пушки С-53 командирская башенка сдвинулась к корме, радиостанцию перенесли из корпуса в башню (антенный ввод также стал располагаться на башне), монтировали смотровые приборы только нового типа — МК IV. Для кругового наблюдения в стенках башенки были прорезаны пять смотровых щелей, закрывавшихся защитными стеклами. Во вращавшейся на шариковой опоре крыше башенки имелся люк с двухстворчатой крышкой и отверстием для смотрового прибора в одной из створок.
Справа от башенки располагался круглый люк заряжающего, закрывавшийся крышкой. Кроме того, в крыше башни имелись два отверстия для установки приборов наблюдения МК IV наводчика и заряжающего и два вентиляционных люка, закрытых приваренными к крыше броневыми колпаками, под которыми устанавливались два вентилятора боевого отделения.
На ранних моделях Т-34-85 с арт-системой Д-5Т на башне устанавливался только один вентилятор и командирская панорама ПТК-5.
Шариковая опора башни представляла собой радиально-упорный шарикоподшипник, кольцами его являлись погоны башни. При вращении башни верхний погон перекатывался на шариках по нижнему погону. С внутренней стороны нижнего погона нарезались зубья, с которыми находилась в зацеплении шестерня механизма поворота башни. Одинадцать захватов, прикрепленных к верхнему погону болтами, заходили выступами за кромку нижнего погона, предохраняя башню от опрокидывания.
Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 4,2 об./мин.

Вооружение.

На танках ранних выпусков устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5Т-85) с длиной ствола 51,6 калибра. Масса пушки составляла 1530 кг. Предельная длина отката была 320-мм. Пушка имела клиновой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом с правой стороны - накатник, с левой - тормоза отката.
С марта 1944 года на танк Т-34-85 устанавливалась 85-мм пушка С-53 образца 1944 года с длиной ствола 54,6 калибра (4645-мм). Масса качающейся части пушки без бронировки была 1150 кг, вес откатных частей составлял 905 кг. Предельная длина отката была около 330-мм. Нормальная длина отката составляла 280-320-мм. Вертикальная наводка производилась в пределах от -5 до +25°. Затвор пушки — вертикально-клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Заряжание арт-системы С-53 было унитарным, скорострельность пушки составляла 6 - 10 выстрелов в минуту.
Спусковой механизм арт-системы состоял из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска — на левом шите ограждения пушки.
Необходимо добавить, что летом 1944 года ОКБ завода №92 по согласованию с ЦАКБ провело ряд мероприятий по совершенствованию конструкции орудия С-53. Во-первых, была увеличена толщина стенок ствола, что вызвало необходимость усиления салазок и люльки. Для улучшения баланса такого "упрочненного" орудия, его цапфы незначительно сдвинулись вперед. Кроме того, в тормозе отката изменился профиль веретена, упростился копир. Была введена новая кнопка электромагнитного спуска. Небольшие изменения коснулись также бронемаски пушки. Эта артсистема получила новый индекс ЗиС-С-53 и с 28-го октября была принята на вооружение Красной Армии. По простоте конструкции, надежности и стоимости орудие С-53/ЗиС-С-53 оставило далеко позади любую танковую арт-систему, выпускаемую в СССР в годы войны, хотя баллистические характеристики этой пушки не были выдающимися. Начальная скорость бронебойного снаряда ЗиС-С-53 при массе 9,2 кг (БР-365) составляла 800 м/с. Предельная дальность стрельбы определялась расстоянием в 12900 м. Дульная энергия составляла 300 тн.м. Однако возможности вполне позволяли бороться с германской БТТ.
В танке устанавливались два 7,62-мм пулемета ДТ, из них один был спарен с пушкой, а другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса.
Для стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т использовались телескопический прицел TШ-15 и перископический ПТК-5, из пушки С-53 — телескопический прицел ТШ-16.
Для стрельбы из 85-мм танковых пушек служили штатные боеприпасы от 85-мм зенитной пушки образца 1939 года, основные из них:
- унитарный патрон с бронебойно-трассируюшим тупоголовым снарядом (БР-365) с баллистическим наконечником с взрывателями МД-5 и МД-7;
- унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом (БР-365К) с взрывателем МД-8;
- унитарный патрон с осколочной стальной гранатой (0-365К) с взрывателем КТМ-1;
- унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-365П (принят на вооружение в феврале 1944 года).
Боекомплект пушки состоял из 55 артвыстрелов (осколочных - 36, бронебойных - 14, подкалиберных - 5) и размешался в корпусе и башне танка в трех типах укладок: стеллажной, хомутиковых и ящиках.
Стеллажная укладка на 12 выстрелов находилась в нише башни. В нее входили выстрелы с осколочной гранатой.Хомутиковые укладки располагались: на правом борту башни - на 4 артвыстрела; в отделении управления у правого борта корпуса - на 2 артвыстрела; в правом заднем углу боевого отделения - на 2 артвыстрела. На правом борту башни укладывались выстрелы с бронебойными снарядами, а в отделении управления и боевом — с подкалиберными снарядами.
В шести ящиках, расположенных на днище боевого отделения, размещалось 35 выстрелов, из них: 24 - с осколочной гранатой, 10 - с бронебойным снарядом и 1 - с подкалиберным.

Двигатель и трансмиссия.

дизель В-2-34.










На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об./мин., эксплуатационная - 400 л.с. при 1700 об./мин, максимальная - 500 л.с. при 1800 об./мин. Диаметр цилиндра 150-мм. Ход поршней левой группы 180-мм, правой - 186,7-мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14-15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов - 750 кг.
Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки "Ж" по ОСТ 8842. Емкость топливных баков составляла для первых машин 340 л., для поздней модификации — 550 л. Снаружи на бортах корпуса устанавливались два или три топливных бака по 90 л. каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.
Подача топлива была принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.
Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом. Емкость внутренних масляных баков 76 л, наружного - 90 л.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов два -трубчатые, установленные по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов составляла 95 л.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя "Циклон" или "Мультициклон".
Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач.Коробка передач - пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стати), тормоза - плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм.
Подвеска - индивидуальная, пружинная.
Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков.
Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.Гусеницы - стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.

Снаружи на бортах корпуса устанавливались два или три топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.

Электрооборудование.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт и четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А/ч каждая. Потребители: электростартер СТ-700, электромотор поворотного механизма башни, электромоторы вентиляторов, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

Средства связи.

На Т-34-85 устанавливались коротковолновая приемопередающая симплексная телефонная радиостанция и 9-РМ или 9-PC и внутреннее танковое переговорное устройство ТПУ-З-бис Ф.

Комментариев нет: