Танки Т-34-76 разных заводов (нажмите,чтобы увеличить)
Всего, за время производства, всеми заводами страны было изготовлено:
в 1940 году - 110 - 117; в 1941 году - 2996 - 3014; в 1942 году - 12520 - 12527 из них 55 командирских и 309 огнеметных;
в 1943 году - 15821 - 15833 из них 101 командирский и 478 огнеметных;
в 1944 году - 3976, из них 39 командирских и 383 огнеметных; всего - 35467 танков.
В различных источниках эти цифры несколько различаются, что, в общем, связано с разной системой учета различных ведомств. Тем не менее, они дают представление об объеме производства.
К тому же спорным остается количество танков Т-34-76 выпущенных в 1944 году, до перехода предприятий на выпуск танка Т-34-85.
Танк Т-34-85 первых серий
Точная дата начала серийного производства танка Т-34 - тоже одна из страниц в его истории, трактуемая по-разному.
Техзадание АБТУ, определяющее требования к машине, датируется 13 октября 1937 года. 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 года." прототип танка Т-34 - Т-32,был принят на вооружение, но с оговоркой, о внесении в конструкцию ряда изменений, которые необходимо было выполнить на опытной партии.
Различные образцы танков Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Приказ Народного Комиссара Среднего Машиностроения и о развертывании производства танка А-34 вышел 7 января 1940 года. Первый образец А-34 (Т-34) построили 16 января 1940 года. К 10 февраля 1940года уже 2 танка представили для войсковых испытаний. 17 марта 1940 года, после знаменитого пробега, они были представлены в Кремле.
31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны № 848 о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство, но, опять же с рядом требований по изменению конструкции. Это постановление, разрешало выпустить еще одну установочную партию, из 10 машин, для отработки технологии. Все эти хитросплетения пост ановлений, привели к тому, что даже первые машины очень сильно отличались друг от друга.
Чертежи утверждались сразу же после определения годности узлов. В производстве возникало много путаницы, из-за того, что часть деталей изготавливалась по чертежам первой партии (опытной), а часть по чертежам второй (установочной).
Варианты окраски танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Эта проблема хорошо просматривается в "Руководстве по эксплуатации..." 1941 года издания. Множество приведенных в нем схем отражает устройство прототипа. Определенное количество деталей, для первых серийных машин осталась на заводах, в качестве стендов для отработки технологии, тем не менее, некоторое количество танков первой серии все-таки попали в войска и приняли участие в боевых действиях.
Для массового производства танков Т-34 в 1940 году был определен ряд предприятий. Основное производство танков Т-34 было развернуто на Харьковском паровозостроительном заводе №183 им. Коминтерна. Поставку бронедеталей осуществлял Мариупольский завод им. Ильича. Двигатели для них должен был поставить Харьковский Государственный завод №75.
5 мая 1940 года правительством был утвержден еще один план, по которому ХПЗ должен был построить в 1941 году 1800 танков. Всего, в Харькове, до эвакуации, было выпущено 1675 - 1677 машин.
Завод №183 из Харькова был эвакуирован в Нижний Тагил (Свердловская область). Новый завод расположился на территории Уральского вагонного завода, Уралвагонзавода, (УВЗ), переименованного впоследствии в завод №183. Все эти названия подразумевают под собой одно и то же предприятие. Одновременно, планировалось развернуть производство Т-34 и на Сталинградском тракторном заводе. До момента развертывания собственного производства, СТЗ планировался как поставщик ряда узлов (порядка 90 наименований). Первая машина была собрана на СТЗ 17 июня 1940 года. В дальнейшем, для выполнения этой задачи были привлечены и другие заводы. Так, для производства бронедеталей для СТЗ бала подключена Сталинградская судоверфь в Сарепте - завод №264. Пушки поставлял завод "Баррикады". До эвакуации завод дал фронту 3776 танков.
С началом войны к производству тридцатьчетверки приступили еще четыре группы предприятий.
Постановлением №1 ГКО от 1 июля 1941 года, было развернуто производство Т-34 в Горьком. Документация на завод №112 наркомата судостроения "Красное Сормово", поступила уже к 4 июля. Смежниками по броневому производству были определены Выксунский и Кулебакский заводы Горьковской области. В условиях нехватки двигателей, разрешалось устанавливать на Т-34 авиационные бензиновые двигатели. Их производство налаживалось на Горьковском автомобильном заводе. ГАЗ также поставлял и часть электрооборудования. Пушки Ф-34 выпускал Горьковский завод № 92. Всего в Горьком было выпущено 6276 танков Т-34-76
С 1942 года к производству танков Т-34 приступил Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). Сюда из Харькова в 1942 году был эвакуирован завод №75, выпускавший дизели В-2. На ЧКЗ прекратили производство танков Т-34 в марте 1944 года. За это время было выпущено 5094 танка.
Уральский завод тяжелого машиностроения имени Орджоникидзе (УЗТМ), находящийся в Свердловске, приступил к производству танков Т-34 в октябре 1942 года. До марта 1942 года завод поставлял бронедетали корпусов для заводов №183 и №112. С апреля 1942 года выпускал бронекорпуса в сборе, литые башни для ЧКЗ и завода №183.
С 28 июля 1942 года задача усложнилась - распоряжением ГКО №2120 правительство требовало наладить производство танков Т-34, и удвоить выпуск башен с 1 октября 1942 года. Новое задание не могло не сказаться на производстве тяжелых танков, поэтому, как только потребовалось увеличить объем основной продукции, выпуск тридцатьчетверок здесь прекратили. Для этого, заблаговременно было развернуто производство танка Т-34 в Омске, куда из Ленинграда был эвакуирован завод №174 имени Ворошилова. С 1942 по 1944 год здесь было выпущено 2900 танков Т-34-76.
Для того чтобы разобраться в огромном количестве модификаций и подмодификаций танка Т-34-76, недостаточно разбить их по годам выпуска и заводам производителям. Не подходит и типичный западный подход - разбить на типы "А", "В", "С", и так далее.
Часто встречаются танки одного периода выпуска, одного и того же предприятия, с массой различий по конструкции ходовой части башни, корпуса, вооружения и комплектации У танка Т-34 была еще одна замечательная особенность - высокая ремонтопригодность возможность заменять целые узлы, переустанавливая их с одной поврежденной машины на другую в условиях полевой мастерской В результате это было похоже на своеобразный конструктор, из которого можно собрать самую невероятную модель.
Поэтому,танк Т-34 лучше рассматривать, не "обходя вокруг", а исследуя его узлы СНИЗУ ДОВЕРХУ, по возможности, в хронологическом порядке. Последняя оговорка очень важна, потому, что развитие этой машины не шло по прямой. Иногда, решения, отвергнутые раньше, принимались впоследствии, а узлы, изготовленные для первых типов, следствии военной необходимости, устанавливались на поздних.
ГУСЕНИЦЫ.
Типы траков танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
ТРАК ОБРАЗЦА 1940 ГОДА. К производству траков был сразу же подключен Мариупольский завод и СТЗ. Из-за трудностей в освоении новой продукции заводы не справлялись с планами поставок. Эта проблема, возникшая с первых дней, сохраняла свою остроту до 1943 года.
Гусеничная лента Т-34 первых лет выпуска состояла из 74 траков гребневого зацепления. 37 из них с гребнем и 37 плоских (без гребней). вых). Первый тип штампованного трака, был довольно плоской формы и небольшим высоте профилем. Траки были ориентированы: вперед по ходу танка направлен зигзагообразный грунтозацеп, назад - прямой. С каждой стороны на гребневом траке имелось 9, а на плоском 8 шарниров (проушин). Гребни приваривали к тракам, а сами траки изготавливали штамповкой. Такой тип получил неофициальное название "мелкозвенчатый". Интересной особенностью этого типа был палец, состоявший из двух половинок, фиксировавшихся по краям винтами, поэтому на корпусах ранних Т-34 еще отсутствовал пальце-отбойник. Производился он сначала весны до осени 1940 года, но встречался и на гораздо более поздних машинах.
С осени 1940 года на Мариупольском заводе была освоена штамповка гребневого трака целиком. С сентября 1940 года начинается производство литых траков. Для этого шла "износостойкая сталь Гадфильда" (Hadfield), с содержанием марганца 11-14% , приобретавшая свои свойства после закалки в воде. Толщина дорожки увеличилась с 3-5 до 6-8 мм, а высота грунтозацепа выросла на 8 - 15 мм. Изменился и палец - он стал цельным, по-прежнему фиксировался с двух сторон, но уже шплинтами или особыми клиньями. Ширина трака осталась прежней - 550 мм, но с учетом допустимой усадки, варьировалась в пределах 550-545 мм, без учета выступающей части соединительного пальца.
Литой трак отличается отбортовкой по краям и выступом на середине внутренней стороны безгребневого трака. Для них характерна неодинаковая толщина шарниров, наибольшая в середине и плавно уменьшающаяся к краям. На внешней стороне трака десятизначный номер (например, на траке из экспозиции музея завода "Красное Сормово" - 74 19123474).
Для улучшения проходимости по льду и мягким грунтам применялись дополнительные грунтозацеиы - гребни, которые крепились парой болтов. "Руководство по эксплуатации..." рекомендовало устанавливать гребни через три на четвертом траке. Отверстия, для крепления грунтозацепов, были на каждом траке. Болтами, через эти же отверстия запасные траки крепились попарно на крыльях танка Т-34.
На третьем типе ранних траков появляется развитый рисунок на внешней стороне. Изначально такими траками комплектовались танки выпуска Харьковского завода №183 и установочные серии (которые собирались в основном из комплектующих ХПЗ) заводов СТЗ, №112 "Красное Сормово" и №183 в Нижнем Тагиле.
РАСШИРЕННЫЙ ТРАК.
Появление такого типа трака, шириной 550 мм, можно датировать зимой - весной 1942 года. При той же ширине, что и предыдущий тип, этот трак не мог быть использован в одной с ним ленте. Существовало несколько типов такого трака, отличавшихся степенью развития "вафельного" рисунка на внешней стороне. Он имеет выступающий грунтозацеп по периметру, не повторяющий внешний контур. Характерны уширения по краям. Существовало как минимум два варианта - с уголковыми усилениями уширений и без них. Пальцы удерживались на своем месте головками болтов, расположенных по краям траков. Наиболее известны фото танков Т-34, выходящих с конвейера Сормовского завода, оснащенных такими гусеницами, но встречались и сталинградские и уральские "тридцатьчетверки" на широких траках.
СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАК.
Осенью 1941 года практически единственным заводом, выпускавшим танк Т-34, остался Сталинградский тракторный завод. Испытания нового типа катков с внутренней амортизацией, показали, что при их эксплуатации требуется разработка новых, усиленных траков. Трак производства СТЗ образца конца 1941 года отличался четырьмя (на безгребневом) и пятью (на гребневом) усиленными шарнирами. На внешней стороне трака появился рисунок, улучшавший сцепление с грунтом. Трак с подобным рисунком был разработан на ХПЗ для танка Т-34м, и на новом типе просматривается явная преемственность. Хотя он и был уже - 450 мм, но по некоторым сведениям, запас траков для танка Т-34м был использован для установки на серийных танках Т-34. Фотографии подобного сочетания пока не встречались.
Ширина этого типа трака - 500 мм. На гребневом траке стреловидный рисунок ориентирован по направлению движения танка острой стороной назад. Кроме рисунка сцепление с грунтом улучшали выступы, расположенные над шарнирами. На внутренней стороне выполнены выемки для облегчения. Круглое сквозное отверстие в центре и два прямоугольных по краям безгребневого трака служили для крепления шпоры. Как и предыдущий, этот тип трака значительно толще в середине, чем по краям. Кроме того, внутренняя сторона (дорожка) выполнялась с небольшой выпуклостью. Количество траков в ленте сократилось до 72. Новые соединительные пальцы забивались в гусеницу со стороны корпуса, и имели тенденцию самостоятельно выдвигаться при движении, что могло привести к заклиниванию гусеницы или поломке пальца. Чтобы этого избежать, на корпус приваривался специальный выступ - пальцеотбойник. В результате такого усовершенствования, при движении танка Т-34 появился неповторимый,очень характерный цокот.До лета 1941 года траки на Сормовский завод поставлялись из Сталинграда. Потребность в них была настолько острой, что когда поставки были прекращены, а собственное производство еще не налажено, в Сталинград специальным самолетом вылетела бригада сормовичей, организовавших сбор на полях недавних боев и отгрузку вверх по Волге траков и других узлов.
УРАЛЬСКИЙ ТРАК.
Траки танка Т-34 со стрелкой (нажмите,чтобы увеличить)
На головном предприятии - заводе №183, эвакуированному к тому времени в Нижний Тагил, также перешли на катки с внутренней амортизацией, и как следствие, на новый тип трака. Литые траки отличались типом рисунка на внешней стороне. На УВЗ для производства траков применялся метод штамповки.
Первые штампованные траки очень напоминали сталинградский тип, адаптированный под другую технологию. Траки со "стрелкой", должны были устанавливаться так, "чтобы стрелка указывала направление откуда танк приехал". При такой установке они меньше забиваются грязыо и приобретают способность к самоочистке. Однако встречается множество фото фронтовых лет, где гусеницы установлены с точностью до наоборот.
"ВАФЕЛЬНЫЙ" ТРАК.
"Вафельный" трак танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
"Вафельный" трак - наиболее распространенный тип. С уверенностью можно сказать, что к моменту зимнего наступления Красной Армии в районе Сталинграда он уже cуществовал. Траки различались не только рисунком на внешней стороне, но и методом изготовления (литье и штамповка). Траки для танков ЧТЗ выпуска 1943 года изготавливались штамповкой, для чего применялся 10-тонный пресс. Из-за высокой загруженности оборудования на заводском дворе скопилось несколько десятков "необутых" танков. Инженер Н.Л. Духов внес предложение штамповать трак не целиком, а из двух половинок, для этого хватало мощности пятитомных прессов, имевшихся в достаточном количестве. Так появился "половинчатый" трак.
"Половинчатый" трак танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)
Решение оказалось настолько удачным, что половинками изготавливались траки и на основную продукцию ЧТЗ - танки серии KB и ИС. Именно поэтому на многих танках появились гусеницы с гребнем через один. Как только ситуация изменилась, завод возобновил выпуск цельных траков. Тем не менее "половинки" встречались на многих машинах даже после войны. Сочетание "половинчатых" и цельных траков были самыми разнообразными.
Все "вафельные" траки ориентированы: кромки грунтозаценов над шарнирами в передней части трака ниже задних кромок, которые при движении защищают шарнир следующего трака. Все "вафельные" траки шириной 500 мм.
Для увеличения ширины гусеничной ленты существовал любопытный метод, описанный в "Руководстве по эксплуатации...". Трак с гребнем оставался без изменений, а траки без гребня смещали на две проушины в сторону от корпуса. Пространство между освободившимися проушинами гребневых траков заполнялось УКОРОЧЕННЫМИ половинками, изготавливаемыми из плоских или гребневых траков. Из плоского трака вырезается участок между второй и третьей проушиной, а из гребневого трака 3-я проушина вместе с гребнем. Таким образом, получаются две укороченные половинки трака, с двумя проушинами каждая. Применение укороченных половинок вместо безгребневого трака хоть и было возможно, но встречалось крайне редко. Известна только одна фотография СУ-122 на таких гусеницах.
Шпоры (добавочный почвозацеп - так в тексте "Руководства...") на "вафельные" траки крепились двумя болтами на траках без гребня, через пять траков, на шестом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий